Крушение «Луны-25» произошло из-за ошибки при передаче команд, что перекликается с причинами аварий лунных аппаратов из трех других стран, произошедших за последние четыре года.
Госкорпорация «Роскосмос» подвела предварительные итоги выяснения причин гибели «Луны-25» и назвала причиной крушения прибор БИУС-Л. Как писал Naked Science, 19 августа 2023 года российский аппарат произвел торможение для перехода с круговой орбиты на эллиптическую, предназначенную для предпосадочного маневра вокруг Луны. Двигатель аппарата работал 127 секунд, в то время как планировалось 84, что привело к избыточному торможению и столкновению с Луной.
По данным «Роскосмоса», причиной столь продолжительного торможения стал сбой в работе блока акселерометров, входящего в состав прибора БИУС-Л (блок измерения угловых скоростей). В госкорпорации предполагают, что блок не активировался из-за того, что в один массив данных были внесены команды с различной степенью важности.
«По словам представителей «Роскосмоса», в бортовой комплекс управления поступали нулевые показания с акселерометров, установленных в приборе БИУС-Л».
По причине этого аппарат не смог зафиксировать изменение скорости после подачи тормозного импульса. Как следствие, двигатель затормозил только после истечения заданного временного интервала, который соответствует максимальному допустимому времени его работы.
Сбои в программном обеспечении являются одними из наиболее распространенных факторов, приводящих к авариям космических аппаратов, предназначенных для исследования других планет. Посадки на другие небесные тела в принципе представляют собой сложную задачу, а автоматизированные посадки — и вовсе требуют особого внимания (без участия астронавтов и перевода на ручное управление аварийной ситуации не удалось бы избежать даже при первой высадке американцев на Луну).
За последние пять лет, начиная с 2018 года, из двенадцати попыток доставки аппаратов к Луне, девять оказались неудачными или частично успешными. Основной причиной таких инцидентов, как правило, являются программные сбои. Некоторые из этих случаев имеют поразительное сходство с произошедшим с «Луной-25». Так, 11 апреля 2019 года на израильском аппарате «Берешит» произошел сбой бортового датчика ускорения (что является аналогом блока акселерометров БИУС-Л), который повлек за собой преждевременное выключение основного двигателя и потерю управления аппаратом.
Луноходы SORA-Q (Япония) и Rashid (ОАЭ) также столкнулись с печальной участи. 25 апреля 2023 года они потерпели крушение из-за ошибки бортового компьютера японского посадочного аппарата Hakuto-R. Перед посадкой компьютер внезапно зафиксировал неточность в данных радара и перестал использовать их. В результате двигатели, предназначенные для посадки, продолжали работу дольше положенного времени, удерживая аппарат в парении над лунной поверхностью на высоте пяти километров. По мере исчерпания топлива аппарат упал на Землю и был уничтожен.