Илон Маск раскритиковал Трампа за отказ сокращать государственные расходы, полагая, что это приведет Америку к банкротству. Он также заявил, что без него Трамп бы не пришел к власти. В ответ Трамп предложил сократить госрасходы, лишив Маска всех контрактов. Между тем, именно контракты с ним лежат в основе возвращения американцев на Луну в 2027-2028 годах. Что произойдет, если президент США решится расторгнуть контракты? Как это отразится на многочисленных полетах Starship к Марсу в 2020-х? Эти вопросы оказывают непосредственное влияние и на нашу страну.

Кажущимся на первый взгляд беспристрастным распадом между Трампом и Маском как крупнейшим событием в американском космосе может показаться отсутствие связи с Россией. Тем не менее, стоит отметить: именно достижения SpaceX сейчас определяют темпы развития мировой космонавтики. В том числе и российской: новый руководитель «Роскосмоса» недавно заявил о планах довести ракету «Амур-СПГ» до «несырого» состояния к 2028 году. Возможно, это утопия: регулярный полет «Амур-СПГ» с полезной нагрузкой к указанной дате маловероятен, самое ранняе — в 2029 году.
По схеме новая российская ракета — копия Falcon 9, уже довольно старой (восемь лет почти ничего не меняли) ракеты SpaceX. Она также должна сажать на хвост первую ступень ракеты, способной выводить грузы в космос. До SpaceX подобного не было у кого-либо. Представители «Роскосмоса» десять лет назад энергично рассказывали прессе о том, что чисто экономически спасение первой ступени якобы неоправданно. Вывод: то, что сегодня делает SpaceX, через десять лет будет пытаться копировать «Роскосмос».
Американское космическое сегодня — наше будущее. К 2030 году у нас будет регулярно запускаться ракета Falcon 9. После этого наша отрасль будет героически делать то, что разумно было бы делать сейчас, а именно копировать Starship от SpaceX. Мысли о том, что страна, первой выведшая людей в космос, поступает так — неприятная и унизительная.
Это реальность, которую необходимо принять во внимание. Не учитывая подобных случаев копирования, непонятно, что происходит в современной космонавтике и что будет в будущем. Что же происходит с космосом в Америке?
Девчонки подрались
Придя к власти, Трамп пообещал устранить дефицит бюджета США. В американской политике традиционно на выборах обещают невыполнимое. Илон Маск недостаточно хорошо разбирался в американской политике, чтобы понять это. Поэтому он принял обещания Трампа всерьез и начал работу над сокращением расходов государства в Министерстве правительственной эффективности.
В ответ на это возникло сопротивление: много республиканцев, поддерживавших Трампа, имели бизнес-интересы, которые под угрозой оказались из-за сокращения государственных расходов. Сопротивление росло, в результате чего Маск покинул МПЭ. В то же время республиканцы провели через Конгресс «Большой красивый законопроект»В последние моменты внесли правки, направленные на увеличение государственных расходов, о которых Маск даже не знал. Он принял это близко к сердцу: сначала говорилось о сокращении расходов, а затем их повышении. Бизнесмен разбирается в микроэкономике, но макроэкономики не понимает. Поэтому ему неизвестно, что большой госдолг… не угроза для ШтатовГлава SpaceX опасается, что администрация США может столкнуться с финансовыми трудностями, хотя теоретически предотвратить крах государства при номинации долга в национальной валюте возможно.

Из-за этого он публично призвал бороться с законопроектом о госрасходах в своей соцсети X. Трамп тут же, тоже в соцсети, начал выражать недовольство позицией Маска и написал, что самым простым способом сэкономить госденьги будет отзыв у Маска правительственных контрактов.
Бизнесмен заявил о свертывании программы кораблей Dragon вследствие сложившейся ситуации. Такое решение означало прекращение пилотируемых полетов в космос для США. Как ранее сообщалось, попытки Boeing разработать собственный пилотируемый космический корабль пока принесли больше неудач, чем успехов. комическим результатам.
Во X сначала юмористический хэштег #Девчонкиподрались появился в реакциях пользователей. Потом люди поняли, что всё серьёзно, и один из них призвал Маска успокоиться. В ответ тот заявил, что Dragon не будет свёрнут. Что будет дальше, неизвестно. Но полезно представить себе различные варианты развития событий.
Наихудшее предположение: отсутствие путешествий.
Если Трамп осуществит угрозу разорвать все контракты с SpaceX, американский сектор МКС окажется фактически блокированным. Это связано не только с тем, что на Starliner сейчас можно запускать разве что робота Optimus. Отсутствие грузового снабжения также станет проблемой: корабль Cygnus, который дополняет грузовые поставки SpaceX, поврежден и не сможет летать еще несколько месяцев.
Американские журналисты ошибаются, называя такую возможность концом МКС. После аварии программы шаттлов и её завершения в 2011 году к станции летали в основном русские космонавты. Это могут сделать и сейчас, чаще запустив как пилотируемые «Союзы», так и грузовые «Прогрессы». Правда, с политической точки зрения для США это не очень благоприятно. С другой стороны, это лучше, чем полный отказ от полетов.

Существуют проблемы, которые невозможно решить при расторжении контрактов с SpaceX, касающиеся Луны: программа «Артемида», начатая Трампом, нуждается в посадочном модуле, на роль которого претендует Starship. Без контракта реализация этого проекта невозможна. Без Starship США не смогут осуществить посадку на Селеру ни какими силами, ни при каких обстоятельствах, к 2030 году. Позднее высадиться нельзя: Китай заявил о планах посадки к 2030 году. Американская ментальность не приемлет второго места, поэтому такой вариант недопустим.
Теоретически лунный посадочный модуль заказали и Blue Origin. Однако главными инженером этой частной космической компании не является Маск, отчего ее успехи несравнимо меньше, чем у SpaceX. Модуль не будет готов к 2020-м годам. Шансов на подобное достижение у любых других космических компаний США или мира (кроме китайцев) еще меньше, чем у Blue Origin.
В 2028-2029 годах Илон Маск почти наверняка запустит пять беспилотных Starship к Марсу. Как видно из графика, к этому моменту доходы Маска от космоса превысят бюджет NASA, поэтому средств на это у него хватит.

Если хотя бы один из участников достигнет успеха — а это вполне возможно — событие станет огромной вехой в истории земной космонавтики и получит сногсшибательный пиар-эффект. Напомним, что пока на поверхности Марса удалось что-то мягко и без проблем посадить только одной стране — США. И даже у них самый тяжелый «десантник» весил меньше тонны. Посадка космического корабля в сотни тонн, с серьезной полезной нагрузкой станет качественным рывком. А еще эта посадка — часть испытаний перед отправкой на четвертую планету людей.
Если Трамп в данный момент останется президентом и разорвет контракты со SpaceX, её успех обернется его поражением. Если же сохранит их — это станет для него крупной пиар-победой, которая ему очень необходима: по его мнению, современная Америка серьёзно больна на голову. Чтобы вылечить её, нужно не одно правление республиканцев-президентов. В таких обстоятельствах лишать себя огромного успеха было бы глупо. А отдавать его тому, кого он публично лишил контрактов, ещё глупее.
Искреннее примирение Маска и Трампа с нормальным развитием космических программ – не самый реалистичный вариант. Рассмотрим альтернативный сценарий.
Наиболее вероятное развитие событий
Тщательный анализ высказываний Трампа указывает на то, что он прямо не заявлял о… отзыве С SpaceX. После раздумий наверняка придумает способ выглядеть так, будто ничего страшного не произошло. Да, Илон неправ, скажет он, ну что ж теперь. Проведем полную переоценку государственных контрактов с Маском и субсидий для его компаний.
Несмотря на все предположения, полеты в космос из США больше никем не могут быть заменены. Договоры останутся действовать, и Штаты продолжат летать к МКС самостоятельно, высадиться на Луне не позже 2028 года, а в 2029 году под их же руководством Маск попытается посадить пять кораблей на Марсе.
Проблема в том, что кроме Трампа и Маска в американской политике присутствует ещё одна группа: профессиональные политики-конгрессмены.
Ещё до вчерашнего конфликта президента и бизнесмена, попытались посеять раздор между ними в сфере космической политики. предложил Дополнительные 10 миллиардов долларов полетят в заведомо бесперспективные проекты ракеты SLS и корабля Orion, а также окололунной станции Lunar Gateway. Один запуск SLS с Orion оценивается в 4,1 миллиарда долларов, то есть этой поддержки хватит лишь на пару запусков. Но Крузу этого достаточно: его интересуют не результаты, а деньги. Деньги от этих ракет идут в штат «его» и тем компаниям, которые финансируют его предвыборную кампанию. Все остальное ему безразлично. Именно поэтому американцы уже много лет шутливо расшифровывают ракету SLS (Space Launch System) как Senate Launch System.

Окололунная станция не сможет быть постоянно обитаемой, как МКС, из-за вдвое более высокой радиации по сравнению с лунной поверхностью (Луна перехватывает половину радиации из нижней полусферы). Она вообще не нужна: её обитаемый объем меньше, чем у Starship, и разделён на маленькие помещения. Starship уже будет лунным посадочным модулем, поэтому потребность в отдельной окололунной станции не очевидна. Но Круз всё равно: ему на станцию не лететь. А вот деньги, которые государство потратит на неё, затрагивают его интересы напрямую.
Курирующий космос сенатский комитет, где главный Круз, предложил взимать с американских космических компаний «сборы для FAA». По причине того, что Федеральное управление гражданской авиации США тратит время на оформление разрешений для космических полетов, Конгресс предлагает обложить сбором грузы, выводимые из территории США в космос. Суммы не велики: 1,5 доллара за фунт, выводимый в космос, и по 200 тысяч долларов за один возвращаемый из космоса груз.
Проблема заключается в том, что почти все эти пошлины будут уплачивать практически одни силы — SpaceX. Эта компания запускает более 80 процентов грузов всего мира. Но выводимый тоннаж быстро увеличивается. Уже обозначенные планы пусков Starship в 2030-х годах — тысяча кораблей к Марсу в год. При нагрузке 200 тонн это «скромные» полмиллиона долларов за каждый пуск или полмиллиарда долларов в год за тысячу запусков. А если как полезную нагрузку облагать и топливо для дозаправки кораблей на орбите (что вполне возможно юридически), то платить Маск будет уже не менее четырех миллиардов долларов в год (каждый корабль-Starship требует более полутора тысяч тонн топлива).
Каждый обратный полёт танкera после полета на орбиту для дозаправки Starship можно считать «возвратом груза из космоса». Танкеру для безопасной посадки требуется небольшое количество топлива, которое он перевозил на орбиту в качестве груза. Для запуска тысяч Starship к Марсу потребуется не менее десяти тысяч рейсов танкеров. Конгресс хочет выделить ещё два миллиарда на эту программу. Всего — не менее шести миллиардов.

Другие американские фирмы будучи практически безвозмездными участниками запусков полезных грузов Соединенных Штатов из-за уступающей доли к настоящему моменту и минимального показателя до одной процентной точки в 2030-х годах, будут фактически платить почти ничего.
Круз и подобные ему специалисты в расходовании государственных средств не пропустят столь выгодную возможность как конфликт между «девушками». К Трампу обратятся с утверждениями: видишь, Маск ненадежный. Надо подстраховаться. Профинансировать наших уважаемых и очень опытных друзей из Boeing и Lockheed Martin. Да, им нужно по четыре миллиарда долларов на старт, а Маску десятки миллионов сегодня и считаные миллионы завтра. Но разве это важно? Он же, как видите, отклоняется от линии партии.
Если Трамп последует их желанию, американская пилотируемая космическая программа превратится в фарс. Потому что к началу 2030-х NASA будет летать к дорогостоящей окололунной станции на дорогих SLS + Orion, тратя десятки миллиардов долларов в год, и на этом всё завершится. А SpaceX тем временем начнет летать к Марсу на своих ракетах, поскольку Круз и его сообщники не смогут отдать ей госконтракты на доставку астронавтов на Марс из-за слишком сильной привязанности к бюджетным деньгам. К тому времени Трамп уже будет не у власти и мало на что сможет повлиять.
Высадка на четвертую планету вместо удачного пиара обернется для американского государства пятном на репутации неприятного цвета. Вместо того чтобы возглавлять историю человечества, оно станет похожим на мелкого коррумпированного чиновника, пытающегося помешать первому высаживанию людей в другом мире.
Во время столкновений судьба России под вопросом.
Как ранее отмечалось, продвижение отечественной гражданской космонавтики на настоящий момент на девяносто процентов зависит от развития американской. мыслили Рассматривалось ее как полностью одноразовую ракету с двумя боковыми блоками. В тексте отдельно обсуждалось, почему боковые блоки — технически ненадёжное и дорогостоящее решение. После успеха Falcon 9 во второй половине 2010-х у проекта… появились Рассказывают о многоразовом использовании первой ступени, так же как и у ракет SpaceX.
На реакцию на успех и корректировку планов у космической отрасли ушло пять лет (2020 год). На доведение проекта до серийно летающего аппарата уйдет еще девять-десять лет (с 2020 года). Из этого следует, что где-то через пять лет после начала полетов Starship у нас появится проект носителя с двумя многоразовыми ступенями. И еще через десять-двенадцать лет — летающая ракета такого рода.

Разрыв контрактов или замедление работ по Starship крайне нежелательны. В случае серийного запуска в 2027-м, вероятностной дате до конфликта с Трампом, отечественная ракета такого типа появится в первой половине 2040-х годов. Если же администрация Трампа поддастся Крузу и начнет затруднять SpaceX, чтобы не превосходя американских бизнес-партнеров сенаторов и конгрессменов, ситуация ухудшится. Прежняя демократическая администрация уже затягивала административные вопросы при испытаниях Starship, аналогичное повторение со стороны новой администрации возможно.
Регулярные полеты Starship могут начаться позже, даже если Трамп победит в лунной гонке у Китая, но будут идти медленнее. Маски запросы на сотни и тысячи полетов Starship в год не одобрят, например, сославшись на шум для жителей Техаса или экологический ущерб китам от падающих ракет, который уже поднимался в запросах FAA к SpaceX при Байдене.

Очень хочется надеяться, что Трамп не пойдет столь далеко в своем столкновении с бизнесменом-мигрантом. Если разрешить Маску лишь 10-12 пусков в год, то сможет он доставить людей на Луну в рамках программы «Артемида», но не отправит пять кораблей к Марсу в 2028-2029 годах. Ведь каждый такой корабль потребует 10-15 дозаправок танкерами-Starship.
Попытка подрыва сотрудничества может привести к негативным последствиям для репутации Трампа и его вице-президента Вэнса, влияя на перспективы последнего стать президентом США. В случае осознания масштабов проблемы в Белом доме будущее российской космической отрасли останется стабильным.
