Когда ракета-носитель расходует топливо, ненужные топливные баки превращаются в мертвый груз. При этом теряются десятки миллионов долларов — стоимость двигателей, использующихся на ступеньках. Ракеты-самопожиратели, сжигающие свои баки как горючее, решили бы проблему мусора и сэкономили бы заказчикам огромные деньги. Инженеры из Великобритании построили прототип ракетного двигателя, «питающегося» частями ракеты.

Топливные баки составляют самую длинную часть носителя, занимая более 50 процентов длины ракеты. Без них вывести полезную нагрузку в космос невозможно. Однако масса самих баков — «мертвый груз», который не используется для разгона и снижает эффективность ракеты-носителя. Кроме того, одноразовые топливные баки часто становятся источником космического мусора после отработки топлива.
Если бы ракета использовала свои уже неиспользуемые части в качестве топлива, носитель мог бы доставлять на орбиту больше важных грузов. Для «ракет‐самопожирателей» требовалось бы меньше горючего, поэтому объем их баков был бы другим.
Идея о носителе, который черпает энергию из собственных компонентов, была представлена впервые. запатентовалиПрототип этого проекта так и не был реализован в 1938 году. В середине XX века сложно было воплотить подобную разработку из-за тяжелых ракет, которые в то время использовались для большинства космических запусков. В настоящее время, когда все популярнее становятся легкие ракеты для запуска малых спутников на орбиту, эту идею можно попытаться реализовать.
Кшиштоф Бздык (Krzysztof BzdykУчёные из Университета Глазго и коллеги разработали макет ракетного двигателя, который использует собственный топливный бак. Несмотря на то, что макет пока не мощный для запуска ракеты с грузом, он демонстрирует жизнеспособность этой концепции.
Исследователи показалиРазработкой займутся 10 января на научном форуме Американского института аэронавтики и астронавтики. Научно-технический форум Американского института аэронавтики и астронавтики. ) во Флориде. Двигатель назвали «Уроборос-3» (Ouroborous-3В честь самого древнего символа — змеи, кусающей себе хвост.
Прототип включает двигатель, топливную пару пропан-кислород и пластиковую трубу для хранения горючего, которое подается в двигатель. При исчерпании топлива двигатель использует трубу, предоставляющую до одной пятой общего количества горючего, обеспечивая тягу около 100 ньютонов — в четыре раза больше силы, необходимой для раздавливания яйца.
В настоящее время команда разрабатывает прототип большей мощности, способный развивать тягу около 1000 ньютонов. Это составляет шестьдесят percent от требуемой силы для достижения суборбитального полета (легкой ракеты) и двадцатую часть для орбитального запуска.
Исследователи подчеркнулиДвигатели-самопожиратели могут не только повысить эффективность запусков в космос, но и помочь решить проблему космического мусора, угрожающего спутникам и МКС.