Первый запуск ракеты украинского стартапа запланирован на следующую весну

Несмотря на непростую ситуацию в Украине, частная космическая компания Promin Aerospace продолжает разработку ракеты, созданной по собственной технологии. Запуск первого испытательного образца запланирован на первую половину 2023 года. В недавнем интервью основатель стартапа отметил, что даже в случае невозможности проведения запуска прототипа на территории Украины, сроки проекта существенно не изменятся.

Портал SpaceNews следит за судьбой Promin Aerospace и недавно пообщался с главой компании — Мишей Рудоминским. Сооснователь и директор стартапа поделился с журналистами расписанием проекта. Точных дат он не озвучил, но первый запуск экспериментальной ракеты запланирован на начало 2023 года. Конкретные место и время пуска будут зависеть исключительно от украинских регуляторов. Которые, надо признать, в нынешних обстоятельствах могут и не разрешить опыты с ракетной техникой.

Однако Рудоминский сохраняет оптимизм: даже если на родине первый старт Promin Aerospace провести не получится, есть альтернативные варианты. Ранее компания подписала меморандум о взаимопонимании со строящимся шотландским космодромом в Сатерленде. К началу 2023 года площадка должна быть готова, и украинский стартап может произвести запуск там.

Амбициозный стартап Promin Aerospace появился в 2021 году в Днепре — историческом центре космической промышленности Украины. Именно там расположены предприятия «Южмаш» и КБ «Южное», где выпускали носители «Зенит», а также разрабатывали ракеты Р-36М (та самая «Сатана»), «Космос» и «Циклон».

Костяк команды Promin Aerospace — ранее названный Рудоминский и Виталий Емец, главный инженер. За последние два года Емец опубликовал несколько научных работ, посвященных использованию «самопожирающих» (аутофагирующих) ракетных двигателей. По сути, это и есть основная изюминка разработок компании. Такие двигатели имеют меньшую массу, чем твердотопливные аналоги с аналогичной тягой.

Данный «аутофаг» является гибридным двигателем, в котором твердое горючее образует стенки и центральную часть камеры сгорания, через нее подается жидкий или газообразный окислитель. Таким образом, ракета в процессе работы разрушает часть своих конструктивных элементов.

Первый запуск предполагает достижение высоты в 100 метров – это позволит проверить работоспособность концепции в реальных условиях. До этого Promin Aerospace провела многократные стендовые испытания двигателя. Готовый носитель попадет в класс сверхлегких ракет, возможно, даже геофизических (суборбитальных). Хотя в проспектах на сайте стартапа заявлена доставка от 100 граммов до трех килограммов на солнечно-синхронную орбиту (600-800 километров высотой). Высота ракеты составит от четырех до восьми метров, диаметр — от 20 до 45 сантиметров. Судя по разбросу параметров, окончательный облик изделия еще не доработали.

Рудоминский в интервью подчеркнул, что последние месяцы оказались весьма результативными, несмотря на ощутимую потребность компании в финансировании. Поиск инвесторов, начавшийся 22 февраля, был прерван из-за возникших обстоятельств. Тем не менее Promin Aerospace рационально использует остатки ранее полученных средств (порядка 500 тысяч долларов от частного фонда) и даже умудряется привлекать крупных инвесторов: в августе Google выделил стартапу грант в размере 100 тысяч долларов.