Повышенная мощность Starship привлекает внимание американских ВВС.

Полезная нагрузка корабля, объединённого с ракетой, до сих пор оценивалась приблизительно в 100 тонн. Новые двигатели Raptor-2 станут значительно мощнее, а финальная грузоподъёмность детища Илона Маска достигнет 150 тонн. Американские ВВС этим летом проявили интерес к новой платформе — для перевозки людей и грузов в любую точку планеты менее чем за час. Однако относительно безобидный грузовик — не главная функция Starship в военном деле. Возможно, он нарушит стратегический баланс между США и остальным миром, включая Россию. Давайте разберёмся подробнее.

Новый носитель окажет революционное влияние как на космические путешествия, так и на уязвимый стратегический баланс ведущих военных держав.

Новые технические разработки с необычными возможностями неизменно привлекают внимание военных. В 1930-х Вернер фон Браун разрабатывал ракеты для полета к Марсу, что в конечном итоге привело к строительству «Фау-2» и обстрелам Лондона. Сейчас наблюдается аналогичная ситуация: создаваемый для колонизации Марса гигантский Starship привлекает внимание американских военных. Что из этого получится в реальности?

Обновлённая Starship: новые двигатели, принципиально новые возможности.

Илон Маск рассказал о создании новых двигателей Raptor-2 для «ракеты из нержавеющей стали». Новое название предполагает модернизацию существующих метаново-кислородных Raptor. Тяга у них составит уже 230 тонн, что оказывает существенное влияние. Чем выше соотношение тяги и массы многоразовой ракеты, тем эффективнее она использует топливо — и тем меньше «паразитного веса» в виде двигателей и конструкций, поддерживающих их, потребуется нести.

Фотографии двигателей Raptor из Twitter Илона Маска / © SpaceX.

Изменения направлены на увеличение полезной нагрузки с прежних 100 тонн до 150 — в полтора раза. Это существенно повышает экономическую эффективность проекта, позволяя доставить больше грузов в космос примерно за те же деньги.

Этот груз может радикально перекрасить геополитическую карту Земли и спровоцировать новую, более опасную гонку вооружений, чем та, что была во времена холодной войны.

Грузовоз для ВВС: назад в будущее из 1960-х?

Пятьдесят лет назад американские ВВС поняли: перевозка десанта на ракете быстрее и удобнее, чем на военно-транспортных самолетах.
Дальность «Геркулесов» при большой нагрузке ограничена, поэтому для доставки в отдаленные регионы нужны промежуточные посадки. С учетом всех остановок доставка на десять тысяч километров может занять сутки, а военные ценят оперативность.

Вероятно, концепция «мгновенной» переброски сил на ракете сформировалась под влиянием научной фантастики того времени, а именно — романа «Звездный десант» Хайнлайна. Starship TroopersСейчас термин «десантники Старшипова» можно перевести как «военные подразделения, использующие космические корабли для быстрого передвижения по планете», поскольку именно Starship Илона Маска делает такую возможность реальностью.

Неясно, по какой причине дизайнер ВВС США разместил возле стилизованного Starship грузовики, напоминающие МАЗ.

Следует учитывать ограничения, связанные с конструкцией Starship. Корабль состоит из двух ступеней: только вторая ступень будет использоваться для перевозки десанта, интегрированная с кораблем. Вторая ступень оснащена гермообъемом более 1100 кубических метров и сможет перевозить несколько сот человек за один рейс. Самостоятельный взлет второй ступени с поверхности Земли невозможен из-за недостатка топлива.

Теоретически вторая ступень без груза, но с полной заправкой метаном и кислородом может стартовать и приземлиться в нужную точку. Таким образом, доставив груз или людей на удаленную американскую военную базу, заправленная верхняя часть Starship сможет вернуться в США, где ее соединят с первой ступенью того же носителя, и снова будут использовать для перевозки грузов.

Доставка Starship на военную базу невозможна без кислорода и метана. Хранение жидкого метана и кислорода несложно, ведь метан используется в США ежедневно, а жидкий кислород хранить и перевозить не сложнее. Однако организация стартовых столов, заправочной системы для ракеты на взлетном поле и прочих деталей станет непростой задачей. Встроить такую систему во все базы по всему миру — дорогостоящая задача даже для американских ВВС с их бюджетом в 200 миллиардов долларов в год (три общих военных бюджета России).

Заправка ракеты Starship длиной 120 метров в отдаленных регионах станет необходимым условием ее применения как военного транспорта. Однако это не является чем-то нереальным. Платеформы такого типа… DeomosПо трудности выполнения задач даже проигрывают обычным морским платформам для добычи нефти и газа.

Такие перевозки допустимы только при отсутствии активных боевых действий с развитыми странами. Например, доставка грузов в Афганистан еще возможна из-за отсутствия у него (или практически полного отсутствия) работающих ПЗРК. Сбить Starship из ДШК образца 1946 года достаточно сложно.

Если говорить о конфликтах с Китаем или Россией, запуск транспорта Starship с российскими спутниками оповещения о ракетном нападении будет очень похож на пуск баллистической ракеты с ядерным зарядом из Мексиканского залива (космодром SpaceX расположен рядом с заливом). Как отличить мирную переброску сил от начала ядерной войны?

С увеличением числа гражданских полетов Starship уровень напряженности из-за запусков снизится, но едва ли появятся ежедневные рейсы в течение следующего десятилетия.

Космический бомбардировщик?

Основной показатель Starship — цена доставки грузов на орбиту. SpaceX стремится снизить её до пяти миллионов долларов за запуск, достижение этой цели вполне реально. С одной стороны, пустой Starship весит примерно как Boeing 777. Самый большой космический носитель в истории делают из свариваемой нержавейки, а не клепают из алюминиевых сплавов. Значит, стоимость Starship будет близка к цене авилайнера, в районе пары сотен миллионов долларов. Многоразовость системы должна быть не менее ста запусков. Вполне очевидно, что затраты на матчасть планируются ниже двух миллионов долларов за вылет.

Несмотря на то, что за каждый запуск Starship потребуется тысячи тонн топлива, стоимость его не высока.

Пять миллионов долларов на транспорт космический грузоподъемностью 150 тонн равняется менее 35 долларам за килограмм полезного груза. Даже при цене в 50 долларов за килограмм на первом этапе это не так уж много.

Чтобы оценить масштаб, достаточно упомянуть бомбардировщик B-2, аналог которого Россия до сих пор разрабатывает. Стоимость одной машины B-2 равна 3,3 миллиардам долларов — как дюжине Starship. Час полета B-2 обходится дороже… 0,15 миллиона Сто доллар (в ценах 2010 года — или более 150 тысяч). современныхСамолет развивает скорость менее скорости звука и для выпуска боевой нагрузки (до 27 тонн) ему требуется около десяти часов полета. Это означает, что на выброс тонны боеприпасов B-2 тратится свыше 55 долларов за килограмм.

Starship ставит цель — 35 долларов за килограмм груза уже на первом этапе, и не выше 50 долларов на этом же этапе. Удивительно, но факт: Маск создает ракету, которая доставляет грузы в космос дешевле, чем ударный самолет В-2 доставляет бомбы в земной атмосфере, оставаясь все время внутри нее.

В-2, открыто признающий свои слабые места, подлежит уничтожению при наличии С-300 или систем ПВО высокого класса. Starship же летит на такой высоте, что поразить его невозможно.

Бомбардировщик Илона Маска по цене и уязвимости превосходит имеющиеся стратегические бомбардировщики США. Это его весомое преимущество, но также и недостаток: бюджетное финансирование в американском военпроме не всегда благосклонно относится к появлению конкурентов.

Starship обладает козырем, способным заставить замолчать даже спонсирующих прикормленных генералов из американских ВВС: скоростью. Ни один В-2 не сможет внезапно ударить по неприятной Вашингтону стране в течение часа после взлета. Гиперзвукового оружия у США пока нет, а если и появится, то цена доставки тонны боеприпаса будет явно выше, чем у Starship (озвученные проекты гиперзвукового оружия в США в экономическом смысле куда накладнее, чем даже В-2).

Бомбардировщик B-2 транспортирует боеприпасы к месту назначения ощутимо дороже, чем новый космический корабль намерен доставить грузы в космос.

Возможность нанесения стремительного удара по всему миру может побудить американское военное ведомство принять даже относительно невысокую стоимость Starship. Поэтому весьма вероятно появление ракеты-бомбардировщика, основанной на системе SpaceX.

Конечно, всё здесь не так гладко. Обычными бомбами и ракетами из космоса трудно атаковать: они сгорят в атмосфере. Сбрасывать их из стратосферы Starship теоретически возможно, но на практике сложно, а риски от систем ПВО существенно возрастут.

Потребуется заменить бомбы чем-то иным. Например, вольфрамовыми ломами для ударов с орбиты, уже объявленными американскими ВВС. Ранее в открытой печати сообщалось о стержнях (с рулями у хвоста) длиной 6,1 метра, диаметром 0,3 метра и массой около девяти тонн (вольфрам очень плотный). Отклонение такого стержня при ударе из космоса оценивалось не более чем в 30 метров. При скорости 3,4 километра в секунду кинетическая энергия стержня будет больше, чем у десятка тонн тротила. При попадании в цель она высвободится как при взрыве челябинского метеорита, давая взрыв достаточный для вывода из строя самого крупного военного корабля.

Можно применять Starship для бомбардировок, а также более сложные ракеты. Например, у Соединенных Штатов имеются термоядерные боеголовки. W88 Оценочной массой в сотни килограммов каждая. У этих боеголовок завидная точность. Каждая — конус длиной 175 сантиметров и диаметром до 55 сантиметров в широкой части. Почему бы американцам не изменить форму на цилиндрическую, а оснащение — на вольфрам либо обедненный уран или на классическую боеголовку со взрывчаткой внутри? В таком случае Штаты получат что-то типа российского «Циркона», только ударяющим по нужной цели в любой точке планеты — быстрее, чем через час после начала боевого вылета. С учетом грузоподъемности Starship его можно нагрузить сотней боеголовок для глобального мгновенного удара. Ни один стратегический бомбардировщик в истории человечества не имел таких возможностей, как Starship.

Простейшие расчеты — лишь начало пути. Со временем для космического бомбардировщика могут появиться более точные и традиционные виды вооружения. Основное значение не в боеприпасах, а в самом факте создания платформы, способной сбрасывать их над любой точкой мира по цене ниже, чем у стратегического бомбардировщика В-2.

Настоящие звездные войны?

В 1980-х годах в Соединенных Штатах обсуждали программу развертывания в космосе боевых лазеров для перехвата советских ядерных боеголовок на их траектории. Лазер был предпочтительнее противоракет: его луч двигался быстрее любой ракеты. В конечном счете остановили проект из-за высокой стоимости и масштабов задачи. Для перехвата ядерной боевой части требовались колоссальные мощности. Обеспечить наличие таких мощных систем на орбите было сложно, а главное – дорого. Ведь в 1980-х Штаты добирались в космос на шаттлах, чьи вылеты обходились дороже, чем полеты на Луну.

©Wikimedia Commons

Starship меняет ситуацию кардинально.
Прежде всего, он способен доставить в космос готовую конструкцию огромных размеров, собранную на Земле. Благодаря большим внутренним объемам это ему под силу. Во-вторых, заявленная цена вывода грузов — десятки долларов за килограмм. По таким ценам даже один процент военного бюджета США позволит доставить в космос 200 тысяч тонн грузов ежегодно.

На орбите можно собрать из лазерных систем общей массой 200 тысяч тонн платформу типа DESTAR — группу мощных лазеров, излучающих по принципу активной фазированной решетки. Такая группа может изменять направление своего «коллективного» излучения, оставаясь при этом неподвижной.

Взлетела ли российская или китайская ядерная боеголовка с Земли? DESTAR способен сопровождать ее мощным лазерным излучением. После этого сомнительно, что она войдет в атмосферу работоспособной. Проект DESTAR изначально рассчитывали на уничтожение и отклонение астероидов. Модульная система, при желании мощность которой доводится до гигаватт. С межконтинентальной баллистической ракетой такая конструкция вполне справится.

С точки зрения военной стратегии, это применение Starship наиболее перспективно по сравнению с предложениями американских ВВС о бомбардировках вольфрамовыми штырями.

Система DESTAR должна питаться энергией, полученной от космических солнечных панелей и использовать лазер для отклонения или уничтожения целых астероидов.

Преимущества системы DESTAR, запускаемой ракетой Starship, заключаются в её способности обходить ограничения международных договоров вроде СНВ. убил динозавров66 миллионов лет назад. Договоры такого рода невозможны: спасение планеты от астероидов — важная гуманитарная цель. Неразумно добиваться запрета только потому, что такую «противоастероидную защиту» можно применять как противоракетную в нужный момент. Любые возражения России или Китая в этой сфере будут легко отвергнуты западной прессой в стиле «выжившие из ума тоталитарные государства пытаются отнять у человечества светлое безастероидное будущее».

Это беспроигрышное решение, так что не стоит даже обсуждать, примут ли его американские войска. Другой вопрос — когда именно это произойдет.

С позиции научного и технического прогресса подобные действия исключительно благоприятны. Начало развертывания таких систем немыслимо без доступных многоразовых носителей, подобных Starship. Ни Россия, ни КНР ничего похожего разрабатывают. Следовательно, после запуска американской программы строительства «Звезды смерти» с помощью Starship Пекин и Москва вынуждены будут ускорить создание аналогов американского частного носителя. Как и любая конкуренция в сфере высоких технологий, это обстоятельство только позитивно скажется на развитии науки и техники.