SpaceX уверенными темпами идет к регулярному использованию сверхтяжелых многоразовых ракет. В новой статье из цикла «Что происходит в Бока-Чика» вас ждут сведения о высоких темпах производства и испытаний двигателей Raptor, примерные даты запуска плавучего космодрома для Starship и прогресс строительства стартового стола для орбитальных запусков с площадки Starbase на юге Техаса.
Благодаря бессменным волонтерам-наблюдателям проекта NASASpaceFlight весь интернет может наблюдать развитие производственно-пусковой площадки SpaceX в местечке Бока-Чика, штат Техас. Она, кстати, получила официальное название Starbase — «Звездная база».
Стоит отметить, что Маск инвестирует средства и в дальнейшее развитие этого космодрома SpaceX, но и в окружающие населенные пункты. Так он планирует привлечь специалистов переехать в южный регион и устроиться на работу в его компанию. Вдобавок местные жители получают своеобразную компенсацию за неудобства из-за бурной ракетостроительной и пусковой деятельности поблизости.
Плавучий стартовый стол для Starship
К вопросу о запусках и ракетах: бесспорно, наиболее значимым событием последних дней стало то, что наконец-то объявлена дата купленные SpaceX в начале года морские буровые платформы превратятся в плавучие космодромы. По крайней мере одна из них, получившая имя «Деймос» (обе конструкции названы в честь лун Марса), должна быть готова в 2022 году. Когда именно — не уточняется. Примерные сроки назвал сам Маск в твиттере, комментируя фанатский рисунок плавучего космодрома. Его выполнил художник Кендалл Диркс (Kendall Dirks): на изображении показана заправка Starship перед стартом.
К сожалению, информации о бывших нефтяных буровых вышках, которые будут преобразованы в плавучие стартовые столы, больше нет. Их переоборудование осуществляется на охраняемых территориях в порту Пасакагула, штат Миссисипи («Фобос»), и в порту Браунсвилл, штат Техас («Деймос»), куда журналистам не удается проникнуть. Ранее предполагалось, что одну из платформ частично запустят уже в конце года.
Между прочим, без плавучих космодромов невозможно создать полноценную «связку» Starship и Super Heavy испытать в орбитальном полете с возвращением на стартовый стол, скорее всего, вообще нельзя. В Бока-Чика, то есть вокруг нынешней площадки для запусков корабля и ракеты из нержавеющей стали, проживают люди. И проводить орбитальные запуски не до конца отработанной техники с атмосферными участками траектории над этими территориями слишком рискованно.
«В Starbase установлен стартовый стол «орбитального» типа, а также состоялся первый космический полет Starship
Но это не означает, что запусков Starship в космос с территории Бока-Чика не будет вообще. Главное, чтобы прототипы не пролетали в атмосфере над живыми людьми. Поэтому уже летом, если все пойдет по плану, конечно, SN20 и BN3 отправятся в космос. План полета удалось узнать из документов, которые SpaceX недавно отправляла в регуляторные органы. Подробности мы уже рассказывали, так что перейдем к новым деталям.
Прежде всего, башня, предназначенная для соединения космического корабля и ускорителя, а также для их обслуживания и дозаправки, возвышается теперь на более чем два десятка метров. К ней пристроили сразу две секции, высота которых составляет приблизительно 10-12 метров (точную оценку по фотографиям определить сложно), и теперь можно понять, как будет выглядеть готовая конструкция. Заметно, что ускорились сроки изготовления стандартных секций: над первой работали больше месяца, а над двумя новыми — всего пару недель. По всей видимости, инженеры SpaceX отработали большую часть производственных процессов, и дальше дело пойдет быстрее.
Во-вторых, имели место неточности в отношении «космических» прототипов Starhip и Super Heavy, а конкретнее, — с использованием первой ступени ракеты-носителя. Ранее было объявлено, что на первом этапе выведения на орбиту будут находиться SN20 и BN3. Но Маск в недавнем твите назвал ступень Super Heavy для этих испытаний «вторым ускорителем». Хотя наблюдатели NASASpaceFlight четко видели на ее деталях стикеры с номером 3. В результате коллективных рассуждений родилось предположение, что BN3 — это всего лишь второй по счету ускоритель, который будет полностью построен в новом здании, возведенном по технологии вертикальной сборки.
Всего прототипов Super Heavy уже было изготовлено три. Первый (BN1) макет был собран в натуральную величину и использовался для отработки логистических процессов между производственным цехом и стартовым столом. Также он послужил основой для изготовления прототипов BN2 и BN2.1 не производились в полном размере и вероятнее всего их скоро распилят на металл: на них опробовали методику сборки больших баков. Но благодаря этим двум изделиям инженеры SpaceX теперь ускоренными темпами готовят летный BN3 и баки для наземной инфраструктуры.
Уже на начальном этапе изучения этого раздела внимательный читатель может поинтересоваться: зачем создавать полноценную башню обслуживания на Starbase в Бока-Чика? Ведь все равно полноценные орбитальные испытательные полеты с возвращением на Землю в исправном виде прототипов Starship и Super Heavy произвести по соображениям безопасности, скорее всего, не получится. Ответ довольно прост и вполне в духе SpaceX — вероятно, компания нацелена на освоение принципов качественного выполнения работ на начальном этапе. Это упростит и сделает более прозрачным процесс создания и эксплуатации плавучих стартовых столов.
Особенности двигателей и детализация компоновки Super Heavy
Даже прототипы Starship и Super Heavy для орбитального теста будут иметь в общей сложности 35 двигателей Raptor. На ускорителе установлено 29 устройств, настроенных для работы на уровне моря, а на корабле – шесть: по три стандартных и предназначенных для вакуума (с увеличенным соплом). Для проведения нескольких пробных запусков и последующей организации полномасштабного серийного производства, SpaceX уже сейчас должна выпускать сотни этих агрегатов.
«Шпионы» в техасском городе Мак-Грегор докладывают, что частная космическая компания приблизительно увеличила свои возможности для проведения испытаний вдвое Raptor. На полигоне SpaceX до недавнего времени в этих целях использовали три стенда: два горизонтальных, созданных специально под новые метановые двигатели, и один вертикальный, ранее использовавшийся для тестов ракеты Falcon 9. По данным аэрофотосъемки, испытательные комплексы в течение последних месяцев непрерывно используются «Рапторами».
К ним также добавили два новых стенда, оба выполнены вертикально. По всей видимости, полигон SpaceX в Мак-Грегоре способен проводить «аттестацию» одного Raptor после производства в день. Это отличные новости, которые означают, что выпуск двигателей будет еще сильнее нарастать. Сейчас завод компании в Хоторне, Калифорния, отгружает один «Раптор» чуть более чем в 48 часов. Кроме того, в минувшее воскресенье Маск рассказал, что серийный ускоритель Super Heavy получит 32 двигателя вместо 29, а их тяга должна вырасти до 7500 тонн-силы в продолжительном режиме работы. Целевой показатель тяговооруженности ступени — 1,5.
Чего ждать дальше
Строгих временных рамок, характерных для космической отрасли, в данном случае не обозначено. Все упомянутые ранее объявления следует рассматривать как ориентировочные цели. Оценивая скорость возведения орбитального стартового комплекса в Starbase, его возможно не завершат за месяц. Таким образом, первый космический полет Starship в начале июля ждать не стоит. Но до конца года он произойдет почти наверняка. И это будет внушительный успех — подобных ракет в столь короткий срок никто не разрабатывал.
Не стоит ожидать безоговорочного успеха испытаний, однако сам факт выхода на орбиту уже станет значительным достижением. Проще говоря, мы наблюдаем за серьезными изменениями в сфере космических полетов. Это весьма позитивно.