Проблемы с проводкой чуть не сорвали сбор образцов с астероида Бенну

Успех сопутствовал миссии OSIRIS-REx на протяжении всего ее пути: аппарат успешно достиг астероида, провел запланированные научные исследования, собрал образцы реголита и вернулся на Землю без существенных проблем. Однако, при отделении капсулы с образцами от зонда и ее входе в плотные слои атмосферы, не раскрылся первый парашют. Несмотря на превышение расчетной скорости, второй парашют функционировал нормально, и капсула благополучно достигла поверхности планеты. Тем не менее, инцидент потребовал проведения расследования, предварительные результаты которого уже стали известны – причиной неполадки оказалась неудачная конструкция и ошибки, допущенные при сборке.

NASA) объявило о новом партнерстве с компанией SpaceX для обеспечения грузоперевозок на околоземную станцию ( NASA) в блоге миссии OSIRIS-REx поделилось основной гипотезой о том, почему тормозной парашют капсулы не раскрылся вовремя. Проблема оказалась в не до конца продуманном дизайне возвращаемого модуля. Он позволял неправильно подключить электрические соединения пиротехнических устройств, что и произошло — закон Мерфи в действии.

Активация системы отстрела защитной крышки привела к воспламенению пиропатрона, который отсоединил стропы парашюта. Парашют при этом остался под крышкой. Когда настало время отсечки строп, пиропатрон крышки сработал, выпустив парашют, который улетел вместе с ней. Причиной произошедшего стало неверное обозначение разъемов и соединений. На схеме электроники капсулы, относящейся к управлению парашютами, указано «основная» ( main) линия отвечала за подключение основного парашюта. В то время, как среди разъемов конечных устройств выделялся отдельный «основной» (тоже main), что приводит к активации пиротехнического устройства, выбрасывающего крышку и небольшой тормозной парашют.

Инженеры, вероятно, не провели тщательную проверку всех линий управления при сборке и подключили основной шлейф к основному разъему. Непонятно, почему эта ошибка не была выявлена в ходе всех тестов оборудования перед миссией. К счастью, на капсуле были предусмотрены достаточное количество механизмов для повышения надежности. Благодаря этому неправильное подключение не привело к полной компрометации процедуры посадки, а лишь частично изменило последовательность команд.

Согласно плану полета, защитная крышка капсулы должна была отделиться от нее на высоте немногим более 30 километров, после чего должен был раскрыться малый тормозной парашют. Он предназначен для правильной ориентации возвращаемого аппарата и снижения его скорости до значений, допустимых для основного парашюта. Затем, на высоте около 3,5 километра малый тормозной парашют должен был быть сброшен, чтобы на высоте 3 километра раскрылся основной.

Вместо этого капсула вошла в атмосферу и замедлялась исключительно за счет аэродинамических свойств до высоты 2700 метров. Затем, по всей видимости, по таймеру был активирован пиропатрон крышки – вместо пиропатрона, предназначенного для отсоединения первого парашюта. Этот парашют, который был заранее отделен, улетел вместе с капсулой. Последующая активация основного парашюта привела к тому, что капсула двигалась быстрее и находилась на меньшей высоте, чем было предусмотрено. Тем не менее, имеющейся прочности оказалось достаточно, и столкновение с поверхностью произошло в относительно безопасных для ее целостности условиях. Правда, на несколько минут раньше, чем ожидалось.

Все вышеприведенные выводы специалисты NASA сделали на основе анализа телеметрии капсулы и пристального изучения ее чертежей на предмет возможных точек отказа. Проверить их можно будет только тогда, когда работы по извлечению образцов грунта закончатся — это приоритет сейчас. Пока что возвращаемый аппарат находится в герметичном боксе и до его электроники, включая разводку управления пиротехникой, не добраться.

Не секрет, что в истории освоения космоса имели место и более существенные (и неоправданные) просчеты, допущенные при разработке или изготовлении космических аппаратов. Четверть века назад NASA и Lockheed Martin умудрились потерять марсианский зонд стоимостью полмиллиарда долларов (в ценах 2023 года) из-за несогласованности единиц измерения. Агентство, как организация, оперирующая информацией в международной научной кооперации, использовало метрическую систему единиц. А изготовивший шасси аппарата подрядчик, как американская компания, привычно для себя — американскую.

В конечном счете, программное обеспечение управления передавало команды двигательной установке, указывая требуемую силу в ньютонах, а зонд Mars Climate Orbiter интерпретировал их, как фунты-силы. Аппарат промахнулся по тяге в 4,45 раза и вместо выхода на орбиту вокруг Марса либо врезался в него, либо слишком резко вошел в его атмосферу, перегрелся и отправился на околосолнечную орбиту уже нерабочим куском металла.