По информации, просочившейся в западные СМИ, администрация Дональда Трампа намеревалась упразднить ключевые элементы американского лоббизма, включая ракету и корабль, общая стоимость которых оценивалась в 40 миллиардов долларов. Изначально предполагалось, что именно эти проекты будут задействованы в полете на Луну, запланированном на 2027 год. Несмотря на приостановку обеих программ, цели в области освоения космоса стали более масштабными.
Новая команда руководителей, изучившая работу Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США, приступила к разработке предварительных версий распоряжений, которые начнут действовать после 20 января 2025 года, когда власть перейдет к администрации Трампа. Данные об их намерениях опубликовало издание Ars Technica. В своей статье эксперт в области маркетинга Эрик Бергер указал, что эти планы пока не утверждены окончательно, но демонстрируют основные цели нового правительства США.
Закрытие программы сверхтяжелой ракеты SLS и корабля Orion является ключевым событием. В случае воплощения этих планов, произойдут поистине революционные изменения. На протяжении многих лет ракета и корабль являлись центральным элементом всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ американского космического агентства. Оценки стоимости проектов достигали 40 миллиардов долларов, а стоимость одного запуска корабля Orion на ракете SLS превышала четыре миллиарда долларов. Очевидно, что озвученные цифры свидетельствуют о недостаточно высоком уровне управления обоими проектами. Поэтому не стало неожиданностью наличие серьезных технических проблем.
После автоматической проверки, направленной к Луне, аппарат «Орион» вернулся на Землю с трещинами в теплозащите, возникшими неожиданно. В идеале, после этого требовалось улучшение теплозащитного слоя и повторное тестирование. Однако проведение такого испытания оказалось невозможным из-за высокой стоимости (она составляла около 20% годового бюджета NASA). Отправка людей к Луне без успешных предварительных проверок также казалась рискованным предприятием, поскольку ранее в истории освоения космоса так не поступали.
Начиная с 20 января 2025 года, миллиардер Джаред Айзекман, командир первого в истории частного космического экипажа, займет должность главы Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США, состоявшегося этим летом. Айзекман по взглядам близок к Илону Маску, но, даже несмотря на это, мало кто ожидал, что он решится отменить SLS и Orion. Дело не только в том, что в их программы уже вложили десятки миллиардов долларов. Важнее то, что за проектами стоят влиятельнейший конгрессмены-лоббисты, из-за чего в народе эту ракету в шутку расшифровывают как Senate Launch System, а оба проекта в целом называют «пиньятой» для коррупционеров/лоббистов.
Согласно новым сведениям, команда Айзекмана планирует предпринять беспрецедентный для американской политической системы шаг – противодействие дорогостоящему лоббизму. В истории США ранее не предпринималось ничего подобного после периода, связанного с фон Брауна. Также ожидается значительное сокращение штата сотрудников и научно-исследовательских центров NASA.
В соответствии с этими поистине революционными планами, пересмотрены и другие программы космического агентства при новой администрации. В них предусмотрено высадку людей на Луну и Марс к 2028 году, что предполагает оперативное изменение лунной миссии «Артемида» с использованием принципиально иной технической базы. Предполагается, что для всех этапов миссии, а не только для посадки и взлета с Луны, как это планировалось ранее, будет использоваться Starship HLS.
Утверждение о доставке людей на Марс к 2028 году выглядит сомнительно. План полета Starship к четвертой планете предусматривал производство топлива для обратного пути непосредственно на марсианской поверхности. Для этого необходим источник энергии ( желательно атомный) и комплект оборудования для проведения реакции Сабатье (синтез метана из углекислого газа и воды). В настоящее время не существует ни одной подобной отработанной технологии на Земле. Ее создание потребует значительного времени, поэтому высадка людей на Марс представляется возможной не ранее 2030-х годов.
Отправка Starship к Марсу до 2028 года с технической точки зрения осуществима. Однако, вероятно, это будет выполнено в беспилотном режиме для отработки техники снижения с использованием атмосферного торможения, что позволит сократить расход топлива. В идеале, без экипажа следовало бы также протестировать и процедуру посадки. Информация, полученная в ходе подобных испытаний, будет чрезвычайно важна для подготовки пилотируемой миссии в 2030-х годах.