На Марс отправят фрагмент самолета братьев Райт

NASA стремится не только к научному прогрессу и образованию, но и к сохранению исторических ценностей. Потому небольшой участок обшивки «Flyer 1» — первого в истории летательного аппарата, тяжелее воздуха, совершившем управляемый полет с человеком на борту — установлен на первом марсианском вертолете Ingenuity.

Первый управляемый полет летательного аппарата с собственным двигателем и человеком на борту состоялся 17 декабря 1903 года. Орвилл Райт победил брата Уилбера в бросании монетки за право совершить его. Экспериментальный самолет «Флайер 1» возле города Китти Хок поднялся в воздух на 12 секунд и пролетел 36,5 метра. В этот день Райты по очереди выполнили четыре попытки, в итоге разбив машину. Самый долгий и дальний полет был последним: Уилбер продержался в воздухе 59 секунд и пролетел 260 метров.

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космоса США NASAВ ведомстве сложно упрекнуть в недостатке любви к символизму. Сотрудники не раз демонстрировали преемственность американских изобретателей и инженеров. Например, в июле 1969 года в лунную миссию «Аполлон-11» отправились небольшие фрагменты оригинальной обшивки и деревянной конструкции «Флайера-1». Земляк братьев Райт — Нил Армстронг — взял эти артефакты с собой в личном наборе вещей и пронес через все этапы полета, от старта с Земли до посадки на Луну, и затем вернул в музей.

Первым устройством для управляемого полёта в атмосфере другого небесного тела является дрон-вертолёт. IngenuityТакже несет на борту фрагмент «Флайера-1». сообщаетAbc News, специалисты Лаборатории реактивного движения (JPL) запросили у музея Carillon Historical ParkИмеется фрагмент обшивки самолёта братьев Райт. Историки представили кусок неотбеленного муслина размером с почтовую марку, изъятый с левой плоскости нижнего крыла «Флайера-1». пресс-релизуNASAАккуратно прикрепили его изолентой, обернув вокруг кабеля у солнечной панели вертолета.

Внучатый племянник и внучатая племянница знаменитых изобретателей Стевена Райта… Stephen Wright) и Аманда Райт Лэйн (Amanda Wright Lane), выразили благодарность NASAПо словам автора, Орвилл и Улибер были бы невероятно рады узнать о том, что часть их творения войдет в историю освоения других планет. Такой уровень символичности трудно представить: деталь аппарата, ставшая отправной точкой всей авиации в современном виде, будет участвовать в подобном событии, но уже межпланетного масштаба.

Частички обшивки «Флайера-1», побывавшие в космосе, — почти единственные фрагменты первоначальной ткани «Гордости запада», использованной братьями Райт в их знаменитом самолете. Экземпляр первого полетевшего аппарата, хранившийся сначала в лондонском Музее науки, а затем в Смитсоновском музее, дважды реставрировали с заменой всей обшивки. Еще в 1927 году из-за износа сняли оригинальную ткань, сохранились лишь несколько небольших фрагментов.

Полет на Луну и Марс — не все приключения деталей первого в истории летающего самолета. Дважды летали на «Шаттлах», причем один раз весьма трагично. В январе 1986 года такой же набор, как был у Армстронга, отправился в космос на борту «Челленджера» в его последнюю миссию. Как известно, менее чем через полторы минуты после старта челнок потерпел катастрофу. Детали «Флайера-1» позднее нашли среди обломков и отправили в музей. Еще один полет артефактов этого самолета состоялся в 1998 году: кусочек обшивки взял с собой Джон Гленн. John GlennГленн стал дважды пионером: первым американцем, совершившим облёт Земли в 1962 году, и самым пожилым человеком, побывавшим в космосе — по состоянию на миссию STS-95 ему было уже 77 лет.