В субботу, 17 июля, многофункциональный лабораторный модуль «Наука» завершил свой наземный путь. Его транспортировали из монтажно-испытательного комплекса на стартовую площадку, где ракету «Протон-М» впервые установили вертикально. Это ознаменовало начало заключительного этапа подготовки к запуску главной российской космической миссии, которая станет ключевой для конца 2021 года, если не для всего десятилетия. Благодаря возможности отправить своего сотрудника на Байконур, Naked Science представляет вам этот захватывающий процесс, показанный практически из первых рук.
До старта носителя тяжелого класса «Протон-М» с МЛМ-У «Наука» под обтекателем, запланированного на 21 июля в 17:58 по московскому времени, осталось совсем немного времени. Замечания, обнаруженные в начале месяца, были устранены, модуль многократно проверен, заправлен и теперь полностью готов к запуску. Вывоз ракеты вместе с интегрированной в нее полезной нагрузкой начался ночью 17 июля, примерно в 4:00. Специальный железнодорожный состав подъехал к монтажно-испытательному корпусу (МИК) ГКНПЦ имени Хруничева на территории космодрома Байконур, и вскоре к нему был подцеплен ракетный модуль «Протон-М», размещенный на транспортно-установочном агрегате».
Убедившись в целостности всех соединений и безопасности последующих действий, поезд начал движение. Подобные многократные проверки будут проводиться на каждом этапе, поскольку в подобных ситуациях лучше проявить избыточную осторожность. После вывода ракеты из ворот она остановилась, тепловоз с тремя платформами отцепился и вернулся на отправную точку — транспортировка была передана другому локомотиву. К сожалению, выяснить причину подобной организации процедуры и необходимость использования тепловоза с тремя платформами на первом этапе, а затем обычного маневрового локомотива, не удалось. Этот вопрос пока остается без ответа.
Через несколько минут прибыл второй тепловоз, и путешествие «Протона-М» с «Наукой» возобновилось. Перемещение носителя по железной дороге происходит с очень низкой скоростью – состав можно обогнать неспешной ходьбой. Это необходимо для предотвращения перегрузок и вибраций, действующих в поперечном направлении к оси ракеты, конструкция которой рассчитана на вертикальный полет, а не на горизонтальное перемещение. Примерно за полчаса необычный состав перешел на другую ветку и двинулся уже в обратном направлении – двигателями ракеты вперед, как она будет становиться на стартовый стол. Подробный фотоотчет об этой части путешествия «Науки» можно увидеть в галерее ниже:
Хотя расстояние между МИК и стартовым столом составляло всего несколько километров, почти готовая к запуску ракета потребовала нескольких часов, чтобы добраться до него. Под воздействием жаркого солнца казахстанской степи ракеты «Протон-М» и «Наука» достигли пусковой установки №39 площадки №200. После того, как носитель остановился в нескольких метрах от конечной точки своего пути, к нему направились технические специалисты. Их задача заключалась в отключении шлангов системы кондиционирования полезной нагрузки от обтекателя, а также в проведении ряда ключевых проверок. На все эти операции требуется приблизительно час.
После этого разгонный блок разделяется: тепловоз и вагон с оборудованием для кондиционирования отсоединяются, а в непосредственной близости от стартового стола остается только ракета, закрепленная на транспортно-установочном агрегате. Для начала процедуры вертикальной ориентации носителя необходимо выполнить еще ряд ключевых действий. В первую очередь, крупногабаритный вагон-ферму, на котором установлен «Протон-М», перемещают к месту установки — это заключительный участок пути, который ракета проходит по поверхности земли. В этот момент подъемный механизм стартового стола входит в сцепление с фермой, расположенной под ракетой.
Приближается заключительный этап проверки: руки, фиксировавшие конструкцию, ослабляют хватку и возвращаются в исходное положение. Затем начинается подъем. Этот процесс занимает продолжительное время и состоит из нескольких этапов. В начале ракета поднимается крайне медленно, и при беглом взгляде может показаться, что она не оторвалась от земли. Однако вскоре скорость существенно увеличивается, пока ракета «Протон-М» не примет почти вертикальное положение. После этого подъемный механизм снова снижает скорость, обеспечивая завершение поворота носителя в нужное положение.
На этом эффектный этап завершается. Экспертов ожидает проведение дополнительных проверок, после чего к «Протону-М» с «Наукой» будет доставлена крупная передвижная башня обслуживания. С ее помощью будет продолжена предпусковая подготовка, включающая испытания и работы, связанные с системами телеметрического контроля, управления ракетой-носителем, наземными средствами измерений, а также демонтаж защитных элементов. При условии успешного выполнения всех работ, последний крупный модуль российского сегмента Международной космической станции будет выведен на орбиту через четыре дня.