17 июля, в субботу, многофункциональный лабораторный модуль «Наука» преодолел последний участок пути по земле. Его перевезли из монтажно-испытательного комплекса на стартовую площадку, где ракете «Протон-М» наконец придали вертикальное положение. Начался заключительный этап подготовки главной российской космической миссии, если не последнего десятилетия, то уж точно 2021 года. Благодаря возможности отправить сотрудника в Байконур, Naked Science предоставляет вам увлекательный процесс буквально из первых рук.

До запланированного на 21 июля в 17:58 по московскому времени запуска носителя тяжелого класса «Протон-М» с МЛМ-У «Наука» под обтекателем остались считанные дни. Замечания, выявленные в начале месяца, устранены, модуль множество раз проверен и заправлен, теперь он точно готов к запуску. Вывоз ракеты с интегрированной полезной нагрузкой начался глубокой ночью — 17 июля около 4:00. К монтажно-испытательному корпусу ГКНПЦ имени Хруничева на территории космодрома Байконур подъехал специальный железнодорожный состав, и спустя несколько минут к нему подцепили размещенный на транспортно-установочном агрегате «Протон-М».
Когда персонал убедился в надежности соединений и безопасности дальнейших операций, поезд двинулся вперёд. Такого рода многократные проверки будут проводиться на каждом этапе, ведь лучше перебдеть, чем недоглядеть. После вывоза ракеты за ворота, тепловоз с тремя платформами отцепился и уехал. Задачу транспортировки взял на себя другой локомотив. Почему именно так организована процедура и зачем на первом этапе нужен тепловоз с тремя платформами, а затем обычный маневровый локомотив – выяснить не удалось. Эта загадка пока что остаётся неразгаданной.
Через несколько минут прибыл второй тепловоз, и путешествие «Протона-М» с «Наукой» продолжилось. Перевозка носителя по железной дороге происходит с крайне небольшой скоростью — состав можно обогнать не самым быстрым шагом. Это необходимо для предотвращения перегрузок и вибраций поперек оси ракеты, конструкция которой рассчитана на полет вверх, а не езду на боку. За полчаса диковинный поезд пересек другую ветку и поехал в обратном направлении — двигателями ракеты вперед, как она будет стоять на стартовом столе. Подробный фотоотчет об этой части путешествия «Науки» можно увидеть ниже:










Несмотря на небольшое расстояние между МК и стартовым столом (несколько километров), почти готовая к полету ракета ехала до него несколько часов. Под казахстанским солнцем «Протон-М» с «Наукой» прибыли на пусковую установку №39 площадки №200. После остановки носителя в паре метров от финальной точки маршрута, к нему устремились специалисты.
Должно быть отсоединено от обтекателя шланги системы кондиционирования полезной нагрузки и выполнены критические проверки. Все эти процедуры занимают около часа.
После распада состава тепловоз и вагон с оборудованием для кондиционирования отъезжают, а на расстоянии двух шагов от стартового стола остается только ракета на транспортно-установочном агрегате. Для начала вертикализацию необходимо выполнить несколько важных действий. Сначала гигантский вагон-ферму с «Протоном-М» подтягивают ближе к месту установки — это последние метры, которые ракета проходит по земле. Когда это происходит, подъемный механизм стартового стола зацепляется с фермой под ракетой.







Случайность — по-видимому, из-за перепадов температур недавно прикрепленная эмблема миссии начала отходить от внешней поверхности обтекателя, поэтому для надежности ее дополнительно закрепили старым скотчем / ©Naked Science, Василий Парфенов





В завершающий момент проверки пальцы-захваты разжимают и возвращают носитель в исходное состояние. Наступает подъем, длительный и многоступенчатый. Сначала ракета движется вверх очень медленно, впечатление такое, будто она вообще не поднимается. Но позже скорость заметно увеличивается, пока «Протон-М» не встанет почти вертикально. Затем подъемный механизм замедляется на последние градусы поворота носителя в пусковое положение.
Зрелищный процесс завершается. Специалистам предстоит множество проверок, а по их окончании к «Протону-М» с «Наукой» прибудет передвижная башня обслуживания огромных размеров. С ее помощью продолжится предпусковая подготовка: тесты и мероприятия, связанные с системами телеметрического контроля, управления ракетой-носителем, средствами наземных измерений, а также снятие защитно-предохранительных элементов. Если все пойдет по плану, последний крупный модуль российского сегмента Международной космической станции отправится в небо через четыре дня.