Частная компания SpaceX сделала космические полеты обыденным делом: запуски её ракет происходят почти каждую неделю. Такая частота полетов обеспечивается фирменной технологией повторного использования первых ступеней. Одна из них совсем недавно преодолела важный психологический рубеж: ее использовали десять раз. Фотографии ускорителя на плавучей посадочной платформе наглядно демонстрируют, что такого ветерана можно узнать издалека — благодаря следам от возвращения в атмосферу.

Многочисленные споттеры и любители космонавтики, ожидавшее возвращение дрона-баржи, сделали впечатляющие фотографии. Just Read the InstructionsВ порту, когда над горизонтом в дымке стали видны контуры ступеньки высотой сорок метров. B1051Зрителю такое обращение внушило радость — значит, ускоритель благополучно прошел путешествие.
Через какое-то время буксир вместе с плавучей площадкой для посадки и первой ступенью подошли к причалу. SpaceXВ порту Канаверал ее выгрузили и сразу же приступили к подготовке к перевозке на заводской участок для проверки и ремонта перед последующими пусками.

Ускоритель с серийным номером B1051Шестая ступень самой свежей версии ракеты. Falcon 9Block 5. Завод компании SpaceXИзготовили её на границе 2018 и 2019 годов, и с того момента она совершала полёты, а потом возвращалась на Землю уже десять раз.
- отправила космический корабль Crew Dragon в испытательную беспилотную миссию Demo-1 к МКС 2 марта 2019 года;
- Запустила на орбиту три канадских спутника, предназначенных для дистанционного зондирования Земли. RADARSAT на солнечно-синхронную орбиту (ССО) 12 июня 2019 года;
- Группа из шестидесяти спутников раз за разом отправлялась на низкую опорную орбиту. StarlinkДвадцать девятого января, двадцать второго апреля, восемнадцатого октября двухтысячного двадцатого года и двадцатого января, четырнадцатого марта, девятого мая двухтысячного двадцать первого года.
- 7 августа 2020 года вывела на НОО 57 спутников Starlink и два спутника ДЗЗ частной аэрокосмической компании Spaceflight Industries (BlackSky Global 7 и 8);
- А 13 декабря 2020 года отметилась запуском на геопереходную орбиту (ГПО). Запуск отличался повышенной сложностью возврата ступени, поскольку туда отправился телекоммуникационный спутник компании. SiriusXM.
Вот так B1051 выглядела до десятого полета:





Изношенный жизненными испытаниями, но все еще способный выполнять задачи, ускоритель. B105112 мая пришёл в порт, практически одновременно с товарищем по службе. B1049Эта ступень мало уступает veteran-у: ее девять полетов уже за спиной. SpaceXПолучены оба отсека обтекателя, функционировавшие 9 мая и извлечённые судом из океана. Shelia Bordelon.
Внимая такому сильно задымленному ракете — на ней сейчас даже эмблемы … . Falcon 9 и SpaceX Можно различить только вблизи. Возникает вопрос: почему её не отмывают перед повторным запуском? Причины две — взаимосвязанные. Во-первых, копоть и потемнение краски никак не мешают эксплуатации ступени или её послеполетному обслуживанию.
Во-вторых, удаление следов входа в атмосферу непростое дело. объяснялПри возвращении в плотные слои воздуха на корпусе ускорителя откладывается не только сажа от двигателей. Что именно – не уточнил, лишь сказал, что стереть это нельзя. Можно предположить потемнение краски из-за температурных воздействий. Так что печать многоразовости можно убрать только полностью перекрасив ступень.
А так — после него:






Пометки «копоти» позволяют точно определять ступени и доказывать их многократное использование.
Насчет будущего B1051Ясно одно: летать ступень почти наверняка ещё будет, неоднократно. Рубеж в десять рейсов называли исключительно как важную веху. После этого количества циклов эксплуатации ускоритель может потребовать более глубокого обслуживания перед повторным запуском. Также SpaceX Предпринимает изучение статуса ветерана для получения дополнительной информации об особенностях. Falcon 9 по многоразовому использованию.