Илон Маск поделился новыми идеями по освоению Марса и Луны от SpaceX

Во время продолжительной речи 30 мая 2025 года Илон Маск представил не только ранее озвученные планы, но и рассказал о новых аспектах программы Starship, а также о деталях первых этапов полетов на Марс.

Главный инженер компании SpaceX описал как технические перспективы программы Starship, так и планы по полетам на Марс до начала 2030-х годов. Сначала он представил общий облик второй версии Starship, которую планируют начать испытывать в конце этого года. Обновленная первая ступень (Super Heavy) будет нести 3650 тонн топлива (сейчас лишь 3500 тонн), хотя в высоту увеличится менее, чем на три метра. Вторая ступень будет нести 1550 тонн топлива (на 50 тонн больше, чем ранее), хотя ее высота и вовсе почти не изменилась.

Масса топлива в первой ступени третьей версии Starship увеличится до 4000 тонн, а во второй – приблизительно на 20 процентов, что составит около 1900 тонн. Благодаря этому станет возможным значительно повысить массу полезной нагрузки, доставляемой на орбиту. При этом общая высота ракеты достигнет 142 метра, что на 20 метров больше, чем у текущей модели. Высота первой ступени составит 80 метров, а второй – 60 метров.

Маск пока не уточнил, какая полезная нагрузка будет выводиться на низкую околоземную орбиту с помощью второй версии Starship, однако третья модификация должна будет доставлять туда не менее 200 тонн в многоразовом режиме и 400 тонн – в одноразовом. Эти показатели крайне амбициозны и превышают возможности самых мощных ракет, существовавших в прошлом, примерно в два раза (в многоразовой конфигурации) и в четыре раза (в одноразовой.

Илон Маск подчеркивает, что успех разрабатываемых компанией ракет зависит не только от увеличения их габаритов и, соответственно, полезной нагрузки, но и от модернизации двигателей до версии Raptor 3. По его словам, эти двигатели уже продемонстрировали впечатляющие результаты на испытаниях, достигнув 16 000 секунд общего времени работы. Одно из преимуществ новых двигателей – отказ от теплозащиты, так как тепло будет отводиться с помощью криогенного топлива, используемого для их работы.

Отказ от теплозащиты позволит, во-первых, уменьшить массу Starship на 40 тонн (около четырех десятков двигателей в обеих ступенях). Это, в свою очередь, увеличит полезную нагрузку на 40 тонн. Во-вторых, отсутствие теплозащиты предотвратит возникновение аварийных ситуаций, связанных с небольшими утечками топлива, которые приводили к потере Starship во время испытаний в этом году. Утекающие газы будут уноситься потоком при движении ракеты, в то время как сейчас, из-за теплозащиты, они могут скапливаться вблизи двигателя.

Наибольший интерес вызвала часть выступления, касающаяся сроков отправки кораблей к Марсу в ближайшие годы и их количества. По мнению главного инженера SpaceX, компания имеет значительные перспективы для отправки пяти первых Starship к четвертой планете уже к концу 2026 года. Каждый из них будет перевозить 10 тонн груза, что в сумме составляет 50 тонн. Основной задачей этой первой группы миссий станет совершенствование технологии посадки. В частности, корабли будут оснащены теплозащитными плитками, рассчитанными на выдерживание как марсианской посадки, так и возвращения на Землю.

В конце 2028-начале 2029 года, в следующее подходящее окно для запуска к Марсу, планируется отправить 20 кораблей, каждый из которых доставит на борт 75 тонн полезной нагрузки. В общей сложности будет доставлено полторы тысячи тонн грузов, включающих не только роботов Optimus (которые должны прибыть на Красную планету уже в конце 2026 года), но и значительное количество оборудования, необходимого для поддержания жизни людей.

К 2030-2031 году планируется отправка уже ста кораблей, каждый из которых сможет доставить 150 тонн полезной нагрузки (в общей сложности 15 тысяч тонн). Эти корабли обеспечат доставку оборудования для производства топлива непосредственно на месте. Также будет доставлена строительная техника, необходимая для подготовки посадочных площадок для Starship, создания дорог и выполнения других задач. В третьей волне запланирована доставка первых людей.

План объясняет, как SpaceX намерена обеспечивать топливом для обратного перелета людей с Марса – вопрос, который ранее оставался неясным. Для этого потребуется мощная электростанция и химические реакторы, необходимые для проведения реакции Сабатье. Их вес очень велик, поэтому транспортировка на одном корабле не представляется возможной. Теперь стало понятно, что Илон Маск видит перспективным доставку этих компонентов сразу на сотне кораблей и частичную сборку с использованием роботов, напоминающих людей, что позволит сократить участие людей в этом процессе.

Несмотря на это, сроки реализации плана представляются нереалистичными. Вероятность отправки пяти Starship к концу 2026 года значительно ниже 50%. Это связано с тем, что в космос полетит вторая версия корабля. Она еще не создана: разработка первой ступени Block 2 ведется только в первом экземпляре, а полноценные испытания Starship Block 2 запланированы на конец 2025 года. Таким образом, за год кораблю предстоит выполнить дозаправку на орбите, а также обеспечить возвращение и посадку на Землю.

Существующие трудности связаны с тепловым щитом, который является наиболее сложной частью при создании многоразовых космических аппаратов. На сегодняшний день испытания этого элемента проведены в ограниченном объеме. Отладка теплового щита на шаттле, как известно, не была завершена: межполетное обслуживание занимало месяцы, а надежность защитных плиток оставляла желать лучшего.

Сдвиг планов запусков на один пусковой цикл позволяет оценить их более реалистично. К концу 2028–началу 2029 года предполагается, что тепловой щит и дозаправка на орбите будут достаточно усовершенствованы для отправки на Марс пяти кораблей. В 2031 году не возникнет непреодолимых сложностей и при отправке 20 Starship одновременно, а в 2033-м – и при отправке сотни. Заявленный Маском темп производства таких кораблей в количестве 1000 в год, вероятно, не будет достигнут до конца 2030-х годов.

Маск также упомянул о создании исследовательской «Базы Альфа» на Луне, назвав это одним из дополнительных проектов. Согласно представленной информации, база будет состоять из нескольких кораблей Starship, объединенных в единую структуру. Поскольку внутренний жилой объем каждого корабля превышает тысячу кубометров – объем МКС – это будет достаточно крупная база, рассчитанная на десятки людей. Однако Маск практически не заострял на ней внимание, так как Луна не играет ключевой роли в его планах.