Китай инвестирует в разработку космического корабля, протяженность которого составит около километра.

Министерство науки и технологий КНР (MOST) направило финансирование на разработку перспективных космических проектов. Среди них – создание корабля огромных размеров, длина которого может достигать нескольких километров. Несмотря на то, что такие проекты могут казаться рискованными, они могут иметь важное значение.

Как пишет издание South China Morning Post, всего Национальный фонд естественных наук Китая (подчиняется MOST) в рамках программы было рассмотрено десять проектов. Финансирование получили пять из них — каждый получил по 15 миллионов юаней (что эквивалентно чуть более 2,3 миллиона долларов или примерно 169,3 миллиона рублей). Наиболее впечатляющим из одобренных направлений исследований представляется концепция «сверхбольшого космического корабля» с километровыми размерами».

Официальное описание проекта указывает на то, что данный аппарат будет иметь стратегическое значение для перспективного освоения космических ресурсов, исследования Вселенной и обеспечения длительного пребывания на орбите (в том числе человека). Для создания конструкции таких масштабов потребуется значительное число запусков. В связи с этим, одной из приоритетных задач проекта является уменьшение массы корабля и его компонентов. Параллельно с этим, исследователям предстоит определить структурную прочность аппарата, чтобы он, несмотря на свои внушительные размеры, мог противостоять деформациям, возникающим при движении по орбите, изменении ее высоты и потенциальном изменении ориентации.

Более подробная информация о проекте масштабного космического корабля не разглашается. Сообщается лишь о том, что его первоначальная разработка должна быть завершена в рамках Четырнадцатой пятилетки, до 2025 года включительно.

Фантастика или прозорливый задел на будущее?

Развитие китайской космической программы ускорилось в последние двадцать лет, хотя ее истоки восходят к середине XX века. Однако, Китай смог отправить своего первого космонавта, тайконавта, в космос лишь в 2003 году, работая без внешней помощи. К 2012 году страна доказала свою способность к запуску и эксплуатации орбитальных станций.

До недавнего времени разработки китайских ракет, космических кораблей и аппаратов демонстрировали значительное влияние советской школы. Однако сейчас наблюдается рост числа полностью оригинальных решений. Ярким примером являются водородно-кислородные двигатели высокой мощности YF-77, установленные на ракете тяжелого класса «Чанчжэн-5», которая успешно используется. Аналогичные двигатели были созданы лишь в Японии, Франции, США и СССР, а применялись преимущественно в американских, европейских и японских ракетах-носителях.

Несмотря на отсутствие явных признаков того, что Китай сможет стать лидером в освоении космоса, он вполне может занять второе место. Для достижения этой цели Коммунистическая партия Китая направляет значительные ресурсы на поддержку развития местных коммерческих предприятий аэрокосмической отрасли и финансирование многочисленных проектов государственных организаций. Однако результаты этих усилий не всегда можно ожидать в ближайшее время – это инвестиции в долгосрочную перспективу.

Не исключено, что создание многокилометрового китайского космического корабля в XXI веке так и не состоится. Однако, существует вероятность, что уже через 20-30 лет человечество приступит к освоению Солнечной системы, используя гигантские конструкции. Точно предсказать развитие событий невозможно, но начало работы над подобными проектами с умеренным финансированием позволит инженерам накопить ценный опыт и разработать необходимые технологии.