Разработка многоразовых ракет ведется активно по всему миру, Китай не является исключением. Недавно аэрокосмическая компания из Поднебесной провела прыжковые испытания прототипа носителя легкого класса. Испытания прошли успешно, и теперь компания собирается запустить ракету в космос, а затем посадить ее на Землю при помощи тяги собственных двигателей, как это уже сделали SpaceX и Blue Origin.

По информации портала SpaceNews, тестовый «подскок» ракета Nebula-MвыполнилаВ конце июля прошли испытания: 13 июля – десятисекундный прогрев двигателя, а затем два полноценных огневых теста по минуте каждый. Прототип ступени поднялся почти на десять метров, завис и плавно вернулся вниз. Компания объявила о проведении успешных испытаний своего детища. Deep Blue Aerospaceсообщила на социальной платформе WeChat 2 августа.
Небольшая ракета Nebula-M— Прототип и испытательный стенд высотой семьсот тридцать сантиметров. С его помощью Deep Blue AerospaceКомпания совершенствует технологии, необходимые для производства космических аппаратов. В её планах — не позднее чем через год-полтора (максимум — два года) начать регулярные пуски ракеты. Nebula-1Ракета будет оснащена многоразовой первой ступенью диаметром 2,25 метра. Ее грузоподъемность составит 500 килограммов на орбиту высотой 500 километров.

Разработка функционирующей ракетной системы с вертикальным стартом и посадкой. VTVL, не стоит путать с аббревиатурой VTOLРазработка космических аппаратов для авиации — задача сложная, но осуществимая. Несколько десятков стартапов, аэрокосмических компаний с богатой историей и государственных учреждений уже добились этого. Гораздо сложнее создать ракетный ускоритель (первую ступень), который отправит полезную нагрузку в космос, а затем успешно приземлится на тяге своих двигателей.
Только два американских предприятия сумели реализовать такое. Blue Origin и SpaceX. Первая — в своей суборбитальной системе New ShepardПосадка состоялась в ноябре 2015 года, а вторая — на первой ступени тяжёлой ракеты-носителя. Falcon 9 Full ThrustБольшинство разработчиков подобных технологий стремятся к реализации достижений, сделанных в декабре 2015 года.
Например, недавние испытания представители Deep Blue AerospaceИмеют прозвище «прыжки кузнечика», открыто ссылаясь на название испытательной ракеты. SpaceX — GrasshopperС 2012 года инженеры компании Илона Маска применяют этот прототип для отработки вертикальной посадки. Если китайские частные ракетчики обращаются к успехам эксцентричного миллиардера, увлеченного освоением Марса, то технические решения они черпают не у него.
Так, «пламенным сердцем» Nebula-M служит двигатель Leiting-5Благодаря электрическим насосам топлива и окислителя эта технология обладает широкими возможностями дросселирования. Инженерам лишь одной компании удалось реализовать её на летающей ракете. Rocket Lab. Кстати говоря, характеристики Nebula-1, которую Deep Blue AerospaceПланируют запустить в ближайшее время, характеристики suspiciously похожи на параметры ракет лёгкого класса. Electron от все той же Rocket Lab (только диаметр существенно больше).






Но не надо думать, будто разработки Deep Blue Aerospace вторичны, совсем нет. Создать VTVLЭто уже успех, а если стартапу удастся создать ракетоноситель на основе этой технологии, то успеха не будет предела. Компания прилагает все силы, чтобы воплотить планы в реальность. Второй прототип… Nebula-M2, уже в разработке, он получит двигатель Leiting-20Может вытаскивать груз весом до двадцати тонн. Тесты запланированы на конец года.
Сейчас в Поднебесной, помимо Deep Blue AerospaceКоличество частных компаний, работающих над коммерциализацией космонавтики, настолько велико, что его сложно подсчитать. Даже без учета спутников и связанных с ними технологий, создание многоразовых ракет само по себе порождает множество предприятий. Space Pioneer (прототип Tansuo-1), iSpace (Hyperbola-2), Landspace (Zhuque-2 с метаново-кислородными двигателями) и Galactic Energy (Pallas-1Некоторые стартапы проведя испытания исчезли из поля зрения, но возможно просто скрываются.
Успех частной космонавтики в Китае пришелся на период, когда американские компании, подобные Blue Origin и SpaceXВ 2014 году Компартия облегчила доступ в аэрокосмическую отрасль коммерческим фирмам. Некоторые полагают, что большинство этих новых компаний по ракетно-космической технике из Китая — это государственные инженерные группы и конструкторские бюро под новыми названиями.
Из-за очень ограниченной доступности информации невозможно проверить эту информацию. Некоторые компании используемые на ранних стадиях разработки ракеты в виде отдельных ступеней или полностью готовых баллистических ракет.