Китай инвестирует в проект космического корабля огромных размеров.

Министерство науки и технологий Китая (MOST) выделяет средства на исследования перспективных проектов в космической сфере. Среди таких проектов — создание огромного корабля длиной нескольки км. Несмотря на то, что подобные проекты кажутся рискованными, в них может быть смысл.

Автор: Артем Фомин. Произведение принадлежит компании «Парамаунт Пикчерс», издательство «Электрик Авеню».

Как пишет издание South China Morning PostНациональный фонд естественных наук Китая подчиняется MOSTРассмотрели десять проектов. Пять из них получили по 15 миллионов юаней (чуть более 2,3 миллиона долларов, или около 169,3 миллионов рублей) каждый. Среди выбранных направлений исследований наиболее выделяется «сверхбольшой космический корабль, простирающийся на километры».

По официальному описанию, такой аппарат станет стратегически важным для освоения космоса, изучения Вселенной и длительного пребывания на орбите человека. Для постройки конструкции таких размеров потребуется много запусков. Среди ключевых задач проекта – снижение массы корабля и его элементов. Исследователям необходимо рассчитать структурную прочность так, чтобы при колоссальных габаритах аппарат выдерживал деформации от возмущений во время движения по орбите, изменении ее высоты и возможного изменения ориентации.

О проекте гигантского космического корабля предоставлено мало информации. Только известно, что первоначальная разработка должна быть закончена к концу двадцать пятого года.

Фантастика или прозорливый задел на будущее?

Китайская космическая программа быстро развивается последние два десятилетия, хотя её истоки лежат в середине XX века. Первый космонавт из Поднебесной отправился в открытый космос только в 2003 году. А уже в 2012-м страна продемонстрировала возможность запуска и эксплуатации орбитальных станций.

Ранее в разработках китайских ракет, космических кораблей и аппаратов заметно сказывалось советское влияние. Сейчас же все больше появляется полностью оригинальных разработок.
Например, водородно-кислородные двигатели высокой мощности YF-77 на ракете тяжелого класса «Чанчжэн-5». Аналогичные агрегаты создавали только в Японии, Франции, США и СССР, но активно использовались лишь в американских, европейских и японских носителях.

Перевоз ракеты «Чанчжэн-5» из сборочного цеха на пусковую установку.

Хотя оснований для того, чтобы Китай занял лидирующие позиции в космонавтике пока нет, второе место страна заполучить вполне способна. Для этого Компартия Китая направляет значительные средства на развитие местных коммерческих компаний аэрокосмической отрасли и множество проектов государственных структур. Отдельные проекты могут приносить результаты не в ближайшем будущем — это инвестиции в долгосрочную перспективу.

Многокилометровый китайский космический корабль в XXI веке может так и не появиться. Или же через 20-30 лет человечество будет осваивать Солнечную систему на исполинских конструкциях. Говорить наверняка нельзя, но если начать разрабатывать подобные проекты при сравнительно небольшом финансировании, то при их успехе у инженеров уже будет опыт и наработки.