Несмотря на малую вероятность того, что части ракет космического назначения причинят кому-либо вред, падая на Землю, большинство из них всё же скорее всего упадут в океан или безвредное место, исследователи предупреждают о росте рисков со временем.

Исследование ученых из Университета Британской Колумбии (Ванкувер, Канада) установило десятипроцентную вероятность падения на Землю обломков ракеты после ее неуправляемого входа в атмосферу. опубликованное в журнале Nature Astronomy.
Согласно авторам исследования, в 2020 году по крайней мере 60% ракетных корпусов после запусков на низкую околоземную орбиту оставались там в течение нескольких дней, месяцев или даже лет. Это представляло собой опасность столкновений со спутниками, падением и гибелью людей на земле, море и в самолетах. Долгое время этому не придавали значения, но количество космических стартов и космического мусора растет.
Для наглядности примеров достаточно обратиться к случаю мая 2020 года, когда ракета «…». Чанчжэн-5БПосле выхода на орбиту прототипа пилотируемого корабля нового поколения, неконтролируемая входная траектория привела к попаданию в плотные слои атмосферы планеты. Обломки корпуса. упалиВ Западной Африке два поселения пострадали от падения обломков ракеты, несколько зданий были разрушены. Через год весной 2021-го Пекин запустил тяжелую ракету «Чанчжэн-5»: она успешно вывела на орбиту первый модуль новой китайской космической станции «Тяньгун». упалиВ Индийский океан, но большую часть сожгли.
По мнению учёных, эти две ступени являлись самыми тяжёлыми неосознанно спустившимися на нашу планету объектами с тех пор, как СССР запустил свою станцию. Салют-7В 1991 году, во время входа в земную атмосферу со скоростью более 30 тысяч километров, Сталинградские власти… обвинить Поднебесную.
Нет международного соглашения по допустимому уровню риска, и другие космические державы, такие как США, принимают аналогичные решения о неуправляемых входах в атмосферу, напоминают исследователи, приводя пример с ракетой SpaceX, которая в 2016 году вошла в атмосферу над Индонезией.
В США при запуске космических аппаратов используют обычные способы борьбы с образованием космического мусора. ODMSPРиск несчастных случаев при выходе ракеты в атмосферу должен быть ниже порогового значения 1 к 10 000. Ученые считают его не имеющим особого смысла в эпоху многоразовых носителей. Иногда требования игнорируют. Так, американские Военно-воздушные силы отказались от ODMSP в 37 из 66 запусков, проведенных по их заказу с 2011 по 2018 год. Аргументом стало то, что заменять ракеты, не соответствующие правилам, слишком дорого. NASA пренебрегло требованиями семь раз с 2008 по 2018 год, в том числе во время старта Atlas V в 2015 году, когда риск несчастных случаев оценивали в 1 к 600.
Следствия пуска зависят от типа аппарата-носителя. Некоторые обладают «ускорителями», выбрасываемыми на низкую околоземную орбиту и, как правило, падающими в океан. <...> Если центральная ступеньКорабль может достичь орбиты и оставаться там (например, «Чанчжэн-5В»), или возвращаться обратно управляемо. При выведении ступени с низким перигеем сопротивление газа снижает ее высоту, что в итоге приводит к неконтролируемому повторному входу в атмосферу в любой точке траектории полета. В случае контролируемого входа в атмосферу задействуют двигатель для направления ступени в удаленный район океана либо другую безопасную зону.
Исследователи проанализировали публичные данные о плотности населения, отчетах о пусках ракет, наклоне орбиты и космическом мусоре за тридцать лет, чтобы определить приблизительное количество жертв от падения фрагментов. С мая 1992 года по 5 мая 2022 года с орбиты покинуло более полутора тысяч искусственных объектов, из которых больше семидесяти процентов сделали это без управления. Вход в атмосферу считался неуправляемым, если промежуток между датами запуска и входа составлял более недели.
Исследователи изучают фрагменты космических тел, сохранившиеся частично и представляющие угрозу населению. Расчеты показывают: при неуправляемом заходе в атмосферу обломки могут рассыпаться на площади 10 квадратных метров. За следующее десятилетие вероятность одного или нескольких происшествий (на земле, море или в самолете) составит 10%.
Джакарта, Дакка и Лагос оказались в зоне особого риска из-за вероятности падения ракетных обломков. У жителей этих городов шансы на попадание осколков в три раза выше, чем у жителей Нью-Йорка, Пекина и Москвы. Авторы исследования подчеркивают, что обе оценки носят консервативный характер, поскольку количество запусков космических аппаратов быстро увеличивается.
Существующие технологии повторного входа и управляемого спуска остаются недоиспользуемыми из-за затрат на их применение. Недавние достижения в технологиях и дизайне миссий делают большинство неконтролируемых повторных входов в атмосферу излишними. Однако государства и компании, проводящие пуски, предпочитают избегать расходов. Поэтому правительства, чье население рискует, должны требовать от крупных космических держав совместной работы, санкционируя управляемые входы ракет в атмосферу. Несоблюдение требований должно иметь серьезные последствия.