30 мая 2025 года Илон Маск в продолжительном выступлении не только повторил ранее озвученную информацию о программе Starship, но и раскрыл новые детали, касающиеся первых запусков на Марс.

Главный инженер компании SpaceX описал Представлена общая концепция второй версии Starship, испытания которой начнутся в конце текущего года. Обновлённая первая ступень (Super Heavy) сможет перевозить 3650 тонн топлива (ранее — 3500), но её высота увеличится менее чем на три метра. Вторая ступень будет нести 1550 тонн топлива (на 50 тонн больше прежнего варианта), но её высота практически не изменилась.
Третья версия Starship повысит массу топлива в первой ступени до 4000 тонн, а во второй — приблизительно на 20 процентов (почти 1900 тонн). Это даст возможность существенно увеличить полезную нагрузку, выводящуюся на орбиту. Высота ракеты при этом достигнет 142 метров, то есть на 20 метров больше нынешней. Первая ступень вырастет выше 80 метров, вторая — выше 60.

Маск не указал конкретное назначение груза на низкой околоземной орбите для второй версии Starship, но третья версия должна будет выводить туда не менее 200 тонн в многоразовой конфигурации и 400 — в одноразовой. Это предельно амбициозные цифры, примерно вдвое (в многоразовой) и вчетверо (в одноразовой) больше, чем у самых крупных ракет из эпохи домасковских запусков.
Успех новых ракет компании Musk зависит не только от роста размеров и увеличения полезной нагрузки, но и от совершенствования двигателей до версии Raptor 3. Маск сообщил о том, что последние уже имеют 16 000 секунд общего времени работы на испытаниях, что очень много. Одним из плюсов станет отсутствие теплозащиты, поскольку теперь все тепло будет отводиться за счет охлаждения тем же криогенным топливом, что используется для работы.
Отказ от теплозащиты уменьшит массу Starship на 40 тонн (примерно по два десятка двигателей на каждой ступени). Это позволит поднять полезную нагрузку на те же 40 тонн. Кроме того, без теплозащиты небольшие утечки топлива, вызвавшие аварии во время испытаний этого года, не станут причиной катастрофы: утекающие газы будут уноситься потоком ракеты. Сейчас из-за теплозащиты газ может накапливаться рядом с двигателем.
Выступление содержало наиболее спекулятивные предположения о сроках и количестве будущих полетов к Марсу. Главный инженер SpaceX считает, что компания имеет хорошие шансы в конце 2026 года отправить пять первых Starship на четвертую планету. Каждая из них будет нести по 10 тонн полезной нагрузки, суммарно доставят туда 50 тонн. Цель этих полетов — отработка самой посадки. В частности, корабли будут оснащены плитами теплозащиты, способными выдержать посадку как на Марс, так и на Землю.

В конце 2028 – начале 2029 года, следующему пусковому окну к Красной планете, планируется отправить 20 кораблей с 75 тоннами полезной нагрузки на каждом. Полторы тысячи тонн грузов будут включать не только роботов Optimus, которые должны быть и в первой волне кораблей в конце 2026 года, но и оборудование для обеспечения выживания людей.
В пусковое окно 2030-2031 годов полетит уже 100 кораблей с полезной нагрузкой по 150 тонн на каждом (15 тысяч тонн). Доставка оборудования для производства топлива на месте и строительной техники для выравнивания посадочных площадок для Starship, создания базовых дорог и так далее. В третьей же волне должны прибыть первые люди.

Этот план раскрывает прежде неизвестный вопрос о том, как SpaceX планирует добывать топливо для возвращения людей с Марса. Для этого потребуется мощная электростанция и химические реакторы для реакции Сабатье. Их вес очень велик, поэтому доставка на одном корабле невозможна. Теперь понятно, что Маск считает возможным доставить их сразу на сотне кораблей и частично развернуть роботизированными системами, минимизируя участие людей в этом процессе.
Можно утверждать, что план по срокам малореален. Вероятность отправки пяти Starship в конце 2026 года значительно меньше половины.
Дело в том, что полетит вторая версия этого корабля, которая пока не построена. Первую ступень второй версии сейчас делают в первом экземпляре, а испытания полноценного Starship Block 2 начнутся только в конце 2025 года. За год кораблю потребуется отработать дозаправку на орбите и возвращение с посадкой на Землю.
Разработка многоразовых космических систем затруднена тем, что тепловой щит — самый сложный компонент этих систем — испытывался недостаточно.
Его наладка на шаттле не увенчалась успехом: межполетное обслуживание длилось месяцами, и надежность плиток все равно оставалась сомнительной.

Перенос планов запусков на одно окно «вправо» делает их более или менее реалистичными. К концу 2028 года – началу 2029 тепловой щит и дозаправка на орбите будут достаточно отработаны для отправки на Марс пяти кораблей. В 2031 году не возникнет непреодолимых проблем и с отправкой двадцати Starship в одной волне, а в 2033 – и со ста кораблей. Ожидаемый Маском темп выпуска таких кораблей в тысячу в год вряд ли реализуется раньше конца 2030-х годов.
Маск упомянул создание исследовательской «Базы Альфа» на Луне как побочный проект. По презентации, речь идет о нескольких кораблях Starship собранных в одном месте. Внутренний жилой объем каждого больше, чем у МКС (тысяча кубометров), что делает базу крупной, рассчитанной на десятки человек. Маск почти не уделил ей внимания, поскольку Луна занимает мало места в его планах.
