Две американские компании стремятся помешать возвращению на Луну

Компания «United Launch Alliance» и «Blue Origin», два крупных партнера НАСА, подали в Федеральное управление гражданской авиации США документы, где просят ограничить запуски Starship от SpaceX из Флориды. Эти запуски необходимы для миссии «Артемида III» — первой высадки людей на Луну в XXI веке. Вместе с этим третий партнер Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США, разрабатывающий внекорабельные скафандры, сообщил о прекращении работы за прежние деньги из-за сложности задачи.

Возвращение США на Луну запланировано в южные приполярные зоны для извлечения образцов водного льда из почвы.

В США активно ведут работу по возвращению астронавтов на Луну. NASA не желает зависеть от техники SpaceX, но и полностью отказаться от неё не может. У Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США нет посадочного модуля для высадки на спутник Земли. Разработка его традиционными партнерами NASA потребовала бы много лет и денег. По этой причине в 2021 году агентство всё же решилось использовать Starship Илона Маска как посадочный модуль.

Чтобы не лишить заказов других поставщиков NASA, полеты к Луне будут осуществляться на ракете (SLS) и корабле (Orion). Каждая запуск такой пары обойдется в 4,3 миллиарда долларов — во много раз дороже, чем NASA заплатит за один пуск куда более массивного Starship. На окололунной орбите Orion состыкуется с Starship, член экипажа корабля останется на орбите, а афроамериканец и женщина прилунятся на Starship.

Ввиду того что Starship является крупным грузовым кораблем с герметичным внутренним объемом, сравнимым с МКС, для полета к Луне ему необходимы дозаправки на орбите Земли. Предполагается, что их количество составит не менее десятка, а по некоторым оценкам — не менее двадцати. Для обеспечения столь большого числа запусков в короткие сроки SpaceX требуется две стартовые площадки.

Starbase близ Бока-Чика уже функционирует. Вторая площадка, 39A во Флориде, дорабатывается компанией Илона Маска. SpaceX планирует осуществлять с неё 44 запуска Starship ежегодно на первом этапе. Это значительно превышает общее число космических пусков, например, России.

Теперь компания Джеффа Безоса, владела Amazon, Blue Origin, и Объединённая пусковая компания, дочернее предприятие Lockheed Martin и Boeing. направилиФедеральное управление гражданской авиации США получило документы с требованиями о ограничениях для полетов Starship из Флориды.

Blue Origin в документах заявилаКорабль Starship, по слухам, вмещает до 5200 тонн жидкого метана. Риск взрыва такой массы требует защитной зоны настолько большой, что под удар попадет даже стартовая площадка Blue Origin у мыса Канаверал во Флориде. Также упоминаются экологические проблемы. В связи с этим число запусков Starship предлагается сократить с 44 в год до неопределенного числа, при котором будет минимальное воздействие на окружающую среду.

Документ Blue Origin содержит технические ошибки: Starship, даже в третьей версии для запуска из Флориды с 2025 года, весит всего семь тысяч тонн. Из них приблизительно две тысячи тонн приходится на метан (главным топливом является кислород). Таким образом, компания Джеффа Безоса значительно завысила объем жидкого метана в ракете конкурента.

В документе United Launch Alliance нет таких же грубых неточностей, как в Blue Origin. Скорее всего, до подписания документ сначала был показан техническому специалисту.

Документ United Launch Alliance не содержит таких же грубых ошибок — там тоннаж топлива Starship указан верно. Посыл, однако, аналогичен: поскольку носитель SpaceX превосходит крупнейшие ракеты прошлого, частый запуск вреден для экологии и создает риски для соседних пусковых площадок.

United Launch Alliance посылает объекты в космос значительно реже, чем SpaceX. Blue Origin до сих пор не совершила ни одного орбитального космического полета, несмотря на то что её основали за два года до SpaceX.

Илон Маск в своей соцсети прокомментировал действия конкурентов, сказав: «Документ явно неискренний. С их стороны не очень круто уже в третий раз пытаться помешать прогрессу SpaceX с помощью юридических маневров».

В социальных сетях уже распространяются мемы о том, что Blue Origin, существуя на два года дольше, чем SpaceX, пока не осуществила ни одного орбитального старта, но прилагает все усилия для препятствования запускам SpaceX.

Площадку 39A первоначально проектировали для ракеты C8 Nova, которая должна была быть значительно больше и мощнее «Сатурна-5», на котором осуществлялись полеты к Луне. В связи с этим Starship использует площадку, предназначенную для запуска сверхмощных ракет.

Обращения конкурентов SpaceX к властям представляют угрозу срыву миссии «Артемида III». Отсутствие второй площадки может привести к тому, что любая неисправность на первой во время дозаправочных пусков сорвет всю миссию.
Возникла также проблема с возвратом на Луну: компания Collins, разрабатывающая для NASA внекорабельные скафандры стоимостью до 3,5 миллиарда долларов, отказалась продолжать работу. Она требует больше денег или переноса сроков по своему проекту. Компания Axiom, вторая компания-разработчик скафандров, пока не прошла критический этап в разработке своего продукта.