На Луну впервые совершил посадку частный космический аппарат.

2 марта 2025 года аппарат Blue Ghost, разработанный техасской компанией Firefly Aerospace, совершил мягкую посадку в Море Кризисов. Ранее частные космические аппараты не добивались успеха в подобных попытках.

До «Голубого призрака» на Луну также совершил посадку частный аппарат IM-1. Однако в процессе прилунения он перевернулся, что помешало нормальной работе солнечных батарей и не позволило выполнить запланированную программу миссии. Теперь Firefly Aerospace заявила о первой успешной посадке частного аппарата на спутник Земли. Хотя Blue Ghost и выполняет миссию для NASA, в отличие от более ранних лунных аппаратов, он полностью спроектирован и построен частниками — не по проекту, чьи параметры спущены из Агентства, а самостоятельно.

Аппарат Blue Ghost, имеющий сухую массу почти в полтонны, совершил посадку в районе Пика Латрейя, расположенного в Море Кризисов, приблизительно в 11:36 по московскому времени. Предполагается, что пик имеет вулканическое происхождение, поэтому изучение образцов грунта из этого района при помощи приборов посадочного модуля может предоставить дополнительные сведения. При этом следует учитывать, что лунные вулканические породы уже неоднократно подвергались анализу (начиная с 1970-х годов). Значительно больше научных данных можно было бы получить при посадке вблизи южного полюса Луны, однако осуществить это там сложнее, чем в районах с низкими широтами. Тем не менее, 6 марта другая частная компания планирует осуществить посадку именно в районе Пика Мутон.

На аппарате размещены инструменты, предназначенные для изучения степени прилипания лунного реголита к различным искусственным материалам. Еще один прибор, Lunar Environment Heliospheric X-ray Imager (LEXI), позволит запечатлеть взаимодействие солнечного ветра с магнитосферой Земли с поверхности Луны. Бортовые системы проведут анализ электрических и магнитных полей в районе посадки, а также определят тепловой поток, исходящий из недр Луны.

Сопоставление видео- и фотоматериалов, полученных до и после посадки аппарата, позволит миссии определить воздействие выхлопа двигателей на поверхность. Это необходимо для обеспечения безопасной посадки более крупных и тяжелых космических аппаратов в будущем. Другая система на борту, Electrodynamic Dust Shield (EDS), будет использоваться для отклонения лунной пыли при помощи электрического поля. Эта пыль способна препятствовать нормальной работе солнечных батарей, радиаторов и скафандров, поэтому разработка средств защиты от неё является приоритетной задачей. Помимо этого, аппарат попытается принимать сигналы GPS непосредственно с лунной поверхности, что представляет собой сложную техническую задачу.

Firefly Aerospace получила от NASA всего 93 миллиона долларов за выполнение миссии, что является относительно небольшой суммой по стандартам агентства. Некоторые эксперты полагают, что более широкое привлечение частных компаний может помочь снизить затраты США на космические исследования. Однако до настоящего времени сложные миссии давались частным компаниям (за исключением SpaceX) с трудом: уже было предпринято несколько попыток мягкой посадки, но ни одна из них не завершилась полным успехом.