Первый пилотируемый полет Starliner отложен из-за технических проблем.

Около полутора месяцев назад Naked Science публиковал информацию о том, что если подготовка к запланированной на апрель миссии корабля CST-100 Starliner немного затянется, то запуск будет перенесен на несколько месяцев. Прогнозу оказалось соответствовать. Важнейший этап, после которого фактически начинается предстартовый отсчет — заправка сервисного модуля топливом — должен был состояться в первой половине марта. Компания Boeing до последнего времени не сообщала о завершении этой процедуры, а когда задержка стала очевидной, объяснила ее бюрократическими сложностями, частично переложив ответственность на NASA.

В феврале Управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA ( NASA) и Boeing сделали совместное заявление о том, что корабль CST-100 Starliner почти готов к полету. Тогда же, описывая это долгожданное известие, Naked Science рассказал о тесном расписании стыковок с МКС и почему Starliner не может провести в заправленном состоянии более 60 дней. Вкратце: всему виной выявленные проблемы топливной системы. Следовательно, критической точкой предстартовой подготовки станет эта самая заправка, которая должна была по плану произойти в начале марта.

Весна наступила, но ни Boeing, ни NASA никаких новостей об этой процедуре не публиковали. И те, кто внимательно следил за ходом проекта, начали подозревать неладное. На нескольких пресс-конференциях представителям агентства задавали связанные со Starliner вопросы, однако ответы были туманными: подготовка идет, Boeing ни о каких проблемах не говорит, все очень заняты и работают в поте лица.

О том, что Starliner в апреле никуда не полетит, NASA сообщило 24 марта. Без каких-либо дополнительных сведений, лишь краткое сообщение об изменении графика пилотируемых полетов к Международной космической станции. Теперь CST-100 отправится к МКС после частной миссии Axiom Space Ax-2. Запуск запланирован на первую половину мая и потребует использования второго свободного стыковочного порта на срок в 16 дней. Затем ожидается прибытие грузового корабля» SpaceX Dragon, он проведет около месяца на станции.

В конечном счете, стало ясно, что запуск будет перенесен на июль, однако причины такого решения и ориентировочная новая дата старта оставались неизвестными пишет издание SpaceNews, ответ, наконец, появился. Виновными назвали чиновников с обеих сторон границы — в Boeing и NASA одновременно. Первые слишком затянули с предоставлением отчетов для сертификации корабля, а вторые излишне долго их обрабатывали из-за повышенной рабочей загрузки.

Документы, вызывающие вопросы, касаются парашютов. Об этом заявили представителю компании в интервью для прессы Boeing, технических недочетов не выявлено, однако для одного из элементов этой важнейшей системы возникли определенные вопросы Starliner требуется особо пристальная валидация. Парашюты успешно прошли испытания и сейчас установлены на корабле, но один из них — отвечающий за сброс обтекателя всей системы — необходимо подвергнуть еще одному наземному тесту. Ради безопасности полета во всех режимах инженерам нужно удостовериться, что он правильно отработает во время срабатывания системы аварийного спасения (под максимальной нагрузкой).

Заявленные в феврале сроки окончания предстартовой подготовки CST-100 признали «немного оптимистичными». А пока до июля остается целых три с лишним месяца, Boeing собирается еще раз перепроверить авионику корабля. Кроме того, представитель компании рассказал, что в одном из бортовых компьютеров, отвечающих за двигательную систему, выявлена некритичная ошибка, все связанные системы желательно продиагностировать снова.

Насчет новой даты старта Boe-CFT — так официально обозначается первая пилотируемая миссия Starliner — в настоящее время ситуация остается неясной. На пресс-конференции было заявлено, что сроки будут определены не ранее 21 июля. Однако примерно на это же время запланирована миссия USSF-51 на такой же ракете Atlas V, теперь стартовый стол будет занят Starliner конфликтует не только с расписанием стыковок на МКС, но и с пусковым графиком. Какой именно день в итоге выберут NASA и Boeing — пока не известно.

Следует подчеркнуть, что подразделение, ответственное за полеты к МКС NASA объективно зашивается. И 2022 год, и 2023-й оказались невероятно интенсивными для орбитальной лаборатории. Поверх возросшей частоты миссий накладываются проблемы с российским «Союзом», требующие внимания всей международной кооперации. А испытательный полет Starliner становится вишенкой на торте, буквально перегружающей бюрократию. Которая неизбежна, поскольку безопасность полетов для NASA первостепенна, а значит, каждая мелочь должна быть задокументирована и сертифицирована. Во избежание.