Руководитель «Роскосмоса» и казахский предприниматель, являющийся владельцем единственного летающего экземпляра «Бурана», вступили в онлайн-спор относительно прав собственности на советское наследие, расположенное на Байконуре. После публикации информации о том, что российская сторона провела оценку технического состояния челнока с целью подготовки к его перемещению, бизнесмен Даурен Муса выразил свой протест. Он подчеркнул, что передача «Бури» не представляется возможной. Генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин не оставил это без ответа.
Судьба уцелевших образцов «Бурана», как это нередко случается с советским наследием, сложна, вызывает неприятные ощущения и сопровождается множеством разногласий. Второй летающий экземпляр корабля-ракетоплана многоразовой космической системы в настоящее время находится на Байконуре и принадлежит частной казахской компании.
Компания НПО «Молния» вновь привлекла внимание к сохранившимся на Байконуре образцам советской программы «Энергия — Буран», запустив новую волну обсуждений, связанных со скандалами, интригами и расследованиями. 6 сентября пресс-служба организации, по всей видимости, неосторожно обнародовала новость о том, что его представители побывали на космодроме и осмотрели оба хранящихся там экземпляра челнока — второй летный и технологический макет. Сообщение вызвало неподдельный интерес не только у энтузиастов от космонавтики, но и у широкой публики.
В информации, размещенной на сайте НПО «Молния», говорилось о прибытии делегации, в состав которой вошли представители самого предприятия, вышестоящей организации «Роскосмос», не названной транспортной компании и Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ). Именно ЦЭНКИ, согласно сообщению, выступил инициатором данной встречи. Попытки оперативно получить разъяснения в пресс-службах «Роскосмоса» и ЦЭНКИ оказались безуспешными: все доступные представители госкорпорации и ее дочерних предприятий заявили о невозможности предоставления комментариев.
По сути, работники НПО «Молния», либо с целью порадовать поклонников российской космонавтики, демонстрируя, что проекты «Буран» не забыты, либо для привлечения внимания СМИ к предприятию и укрепления своего статуса среди руководства, распространили информацию без предварительного согласования с вышестоящим руководством. Если бы у них был опыт взаимодействия с общественностью и стремление влиять на общественное мнение, подобной ситуации не возникло бы. Однако в российской ракетно-космической отрасли действуют иные правила, поэтому сейчас новость удалена (но интернет, естественно, все помнит).
Очень тонкий лед
Сообщение, размещенное на сайте «Молнии», на первый взгляд не представлялось чем-то предосудительным, подозрительным или способным негативно повлиять на международные отношения. Однако, это справедливо лишь при игнорировании правового статуса объектов, расположенных на территории Байконура. Россия, безусловно, гордится использованием первого и самого крупного в мире космодрома, но на практике она не имеет права собственности на него. С началом самостоятельного существования республик СССР, недвижимость и значительная часть оборудования космодрома перешли в собственность Казахстана, что было обусловлено их географическим положением. Классификация «Буранов» по видам собственности – вопрос скорее формальный, но фактически они находятся в собственности Казахстана.
В период относительного затишья после бурных девяностых на крупнейшем в мире космодроме удалось добиться определенной стабилизации. Суть ситуации заключается в следующем: российская сторона арендует необходимые для работы объекты и покрывает значительную часть расходов на обеспечение функционирования Байконура, включая прилегающий город. Те объекты, которые не используются «Роскосмосом» или его дочерними предприятиями, постепенно приходят в упадок. В качестве примера можно привести космический корабль «Буран», изделие 1.01, который полностью уничтожен в результате обрушения крыши монтажно-испытательного корпуса из-за отсутствия обслуживания.
Второй летный образец, обозначенный как «Буря», который так и не совершил полет, но был практически завершен (готовность составляла примерно 96%), находится на хранении вместе со своим технологическим макетом (ОК-МТ, изделие 0.15, предназначенное для проведения предстартовых испытаний) в монтажно-заправочном комплексе (МЗК). Информация о владельце макета отсутствует, а вот изделие 1.02 находится в собственности частной компании АО «Ракетно-космическая компания «Байконур». Это имущество с богатой историей оказалось на ее балансе в результате череды преобразований нескольких юридических лиц, находившихся в государственной и частной собственности. Процедура была непростой, и правительство Казахстана несколько лет пытается оспорить принадлежность космического корабля.
В этих отношениях участвовали не только бизнесмены и казахстанские государственные структуры, но и входящая в структуру «Роскосмоса» известнейшая РКК «Энергия» имени С. П. Королева. Ситуация усугубляется недавним заявлением российской стороны о музейной значимости ракеты «Буря». Обсуждение этой темы велось на протяжении длительного времени, однако получило особенную актуальность после того, как в начале года стало известно, что уличные художники проникли в МЗК и нанесли на оба корабля граффити. В подобной обстановке любые действия, которые можно истолковать как намек на возможную экспроприацию спорного имущества, выглядят спичкой, брошенной в лужу бензина. Что, собственно говоря, и произошло.
Реакция
По информации, имеющейся в распоряжении СМИ, Даурен Муса, владеющий 80% акций РКК «Байконур», впервые увидел сведения о проведенной проверке его активов в прессе. Поскольку отреагировал на своей фейсбук-странице лишь спустя два дня. Его пост нельзя охарактеризовать иначе как негодование. Сообщение длинное и эмоциональное, так что приведем лишь основные тезисы.
Вопрос о праве собственности на ценные космические корабли прежде всего является внутренним делом Казахстана. Муса подтверждает, что в настоящее время ведутся судебные разбирательства, однако российские компании или организации в них не участвуют. Он также подчеркивает, что суды первой и апелляционной инстанций уже вынесли решения в пользу РКК «Байконур» и отклонили требование о возврате «Бурю» государству. Следовательно, любые дискуссии относительно его транспортировки, а также начало подготовительных мероприятий российской стороной, являются нарушением права частной собственности юридического лица иностранного государства.
Бизнесмен уделил внимание и публичному освещению этого процесса, подчеркивая, что, по его мнению, это был преднамеренный шаг. Муса заявил, что в год 60-летия полета Юрия Гагарина российской космонавтике нечего демонстрировать, поэтому устраивается шоу. В качестве ответа он предложил обратить внимание на коррупционные скандалы, связанные с «Роскосмосом», и намекнул, что казахстанским чиновникам за «Бурю» могли уже «перечислить» средства. Бизнесмен завершил свой пост напоминанием соотечественникам о необходимости защиты интересов своей страны, а также о возможности обращения в международные суды. В них он планирует обратиться, если казахстанские инстанции по какой-либо причине отнимут у РКК «Байконур» космический корабль.
«Я был готов уже сейчас передать эти Бураны России в обмен на голову Кенесары хана! Однако стремление к мирному сосуществованию и добрососедству ошибочно воспринимается как признак слабости, и начинают нарушаться базовые нормы вежливости», — написал Муса (орфография и пунктуация автора сохранены).
Кенесары Касымов – известный политический и военный деятель, последний хан всех трех казахских жузов, находившийся у власти с 1841 по 1847 год. Указ императора Александра I, изданный в 1822 году о роспуске ханства на территории современных Казахстана и Киргизии, послужил началом освободительного движения. Кенесары являлся одним из лидеров восстания и на определенный период ему удавалось сохранять независимость казахского государства. Однако в результате внутренних распрей 1847 года он потерял войско в сражении, попал в плен к киргизам, а затем был казнен.
Голову Кенесары передали генерал-губернатору Западной Сибири Горчакову, дальнейшая судьба этого артефакта осталась неизвестной. В Казахстане существует предание, согласно которому голова хана находится в Кунсткамере или Эрмитаже. Несмотря на то, что работники этих музеев и российские историки неоднократно пытались опровергнуть эту информацию, в июне текущего года Путин лично заверил Назарбаева в оказании помощи в поисках останков Кенесары Касымова и их возвращении на родину. Для многих современных казахов его образ значим и является символом обретения независимости (безусловно, от России) в истории страны.
Ответ Рогозина и НПО «Молния»
Дмитрий Олегович не мог остаться в стороне от столь категоричного высказывания, поэтому и присоединился высказался на своей странице на фейсбуке. Он обвинил бизнесмена в разжигании страстей из-за рядового технического аудита. По словам главы «Роскосмоса», такие оценки состояния монтажно-заправочного комплекса и обоих изделий в нем сотрудники государственной корпорации проводят регулярно. Также Рогозин заявил, что Муса ненадлежащим образом обращается с историческим наследием, и пожелал ему вложить хоть один тенге в их сохранение. Наконец, руководитель «Роскосмоса» и вовсе заявил, что из-за беспечности собственника оба корабля могут быть утрачены.
Несмотря на то, что данный ответ кажется вполне логичным и аргументированным, он не учитывает основной вопрос Мусы. В сообщении НПО «Молния» явно прослеживается подготовка к транспортировке «Бури»: на выездном совещании (так официально называлось мероприятие) присутствовали представители транспортной компании, а одним из его результатов стало решение о разборке челнока, организации логистики и последующей сборке под контролем инженеров «Молнии», организации, которая и разработала корабль).
Ну и вишенкой на торте стал комментарий пресс-службы НПО «Молния» изданию Aviation Explorer, опровергающий ранее удаленное сообщение на собственном сайте. Представители предприятия рассказали журналистам, что никаких планов по транспортировке летного образца «Бурана» у них нет. Почему тогда изначально сообщалось, что именно этот вопрос рассматривали на «выездном совещании», никто не объяснил.
Реалистичность самой идеи
Следует признать, что транспортировка «Бури» в Россию представляется весьма проблематичным предприятием, и вот почему. Организация логистики челнока – это чрезвычайно дорогостоящая задача, особенно если требуется сохранить его первоначальный вид. В собранном виде или даже в крупных секциях «Бураны» не соответствуют стандартным транспортным размерам. Именно поэтому для их перевозки был разработан Ан-225 «Мрия», способный в полной мере вместить челнок и доставить его по воздуху. Альтернативного способа транспортировки с Байконура не существует: для железнодорожного транспорта фюзеляж окажется слишком широким даже без крыльев, а состояние автомобильных дорог не позволит перевозить столь хрупкий груз, а судоходных рек в этом районе нет.
В конечном счете, для проведения разборки летного образца на отдельные компоненты потребуется помещение и квалифицированные специалисты, обладающие знаниями о производстве челнока. Текущее местонахождение «Бури» – монтажно-испытательный корпус – не обеспечивает безопасных условий для работ и нуждается в капитальном ремонте. Кроме того, поблизости отсутствуют ангары, способные вместить челнок в сборе.
Инженеры, участвовавшие в сборке этих космических кораблей, либо скончались, либо достигли преклонного возраста, что вызывает опасения относительно их способности к дальнейшей работе. Кроме того, изделие 1.02 потребуется разобрать и собрать вновь на территории России, в музейной экспозиции. Таким образом, перемещение наследия советской космической программы в музейную среду потребует нескольких лет и обойдется в сумму, исчисляемую сотнями миллионов, а возможно, и миллиардами рублей.
Конечно, всегда можно разделить «Бурю» на части, как удобно, транспортировать их по железной дороге, а затем собрать вновь, более аккуратно, и установить на постамент. Это простой и эффективный способ, к тому же, туристов все равно не допустят к внутреннему устройству корабля, поэтому не имеет значения, если их случайно заденет во время транспортировки?
С точки зрения музейной практики, ценности в подобном «спасении» летного экземпляра крайне мало: от исторического корабля все равно практически не останется оригинальных деталей. На ВДНХ, в Подмосковье и Сочи уже установлены аналогичные памятники – различные инженерные макеты «Бурана», которые были превращены в экспонаты схожим способом. Если их недостаточно, можно изготовить еще один внешне похожий фюзеляж и установить его в подходящем месте. Не имеет смысла бережно сохранять выдающийся космический корабль, чтобы развязать международные споры; в условиях сухой казахстанской степи он будет лучше сохраниться.