Недавно аппарат InSight, разработанный NASA, выявил на Марсе озеро внушительных размеров. Вклад автоматических станций в исследование других планет поистине значителен, однако, к сожалению, они не позволяют получить ответы на наиболее важные для нас вопросы. Существует ли жизнь на Марсе? Какие тайны хранят километровые лунные лавовые трубки? Только пилотируемые экспедиции, запланированные на ближайшие десятилетия, смогут предоставить информацию по этим вопросам. Попробуем подробно проанализировать, почему автоматические станции не способны самостоятельно решить ключевые задачи в изучении ближайших космических объектов.
Автомат или человек?
Обсуждение того, кто более эффективен в освоении космоса – человек или робот, возникло еще в середине XX века. Бабакин, руководитель Конструкторского бюро Лавочкина (разработчика луноходов), вероятно, первым ясно выразил мнение о том, что автоматизированные системы способны выполнять все необходимые для человечества задачи в космосе более экономично, чем это может сделать человек. Хотя Королёв придерживался противоположной точки зрения, сложившиеся обстоятельства вынудили СССР, в отличие от Соединенных Штатов, сосредоточиться на использовании автоматических аппаратов для исследования других небесных тел.
Защитники автоматизированных систем обычно отмечают следующие их явные достоинства: роботизированным устройствам не требуется воздух, вода и питание, что делает их более компактными. Для запуска марсохода на ракете требуется двигатель значительно меньшей мощности, чем для отправки на Марс людей. Таким образом, исследование планет с помощью автоматизированных систем обходится дешевле. Однако, как это нередко случается, путь к «автоматическому космосу» оказался не таким простым, как представлялось изначально. И, если проанализировать ситуацию, то можно было предвидеть это с самого начала.
Марсианский зонд InSight: глубина бурения не превышает размеров детской песочницы
26 ноября 2018 года на марсианскую поверхность благополучно приземлился несамоходный аппарат InSight. Благодаря массе в 350 килограммов, его пиковая мощность достигла 600 ватт, что является рекордным показателем: ни один ранее доставленный на другую планету аппарат не обладал такой высокой электрической мощностью. С помощью манипуляторов он разместил сейсмометр на поверхности Красной планеты, а 28 февраля 2019 года предпринял попытку начать бурение.
Предполагалось, что этот проект станет рекордным. Ранее самое глубокое бурение марсианского грунта не превышало 7,5 сантиметров (и эта величина, возможно, несколько завышена). Сверло марсохода Curiosity, которое иногда ошибочно называют буром, не было рассчитано на более глубокое проникновение. Миссия InSight должна была обеспечить погружение на глубину до пяти метров. Это представляло собой значительную ценность, поскольку современные научные представления указывают на то, что примитивная одноклеточная жизнь может существовать только на глубине более двух метров в современном марсианском грунте: на такой глубине почва обеспечивает хорошую защиту от низких температур и может содержать значительное количество воды.
На самом аппарате InSight не предусмотрело наличие инструментов для выявления признаков жизни, поскольку их не удалось разместить. Во время бурения планировалось измерять только тепловой поток, исходящий из глубин планеты, чтобы уточнить сведения о геологической активности марсианского недр. Однако первая же проба глубокого бурения на Марсе, как минимум, продемонстрировала бы, что поиск жизни в этом районе может быть реализован.
К сожалению, бур проник в грунт лишь на 45 сантиметров, прежде чем остановился по неизвестной причине. Вероятно, он либо столкнулся с препятствием в виде камня, либо не смог эффективно функционировать в неустойчивом грунте. Несмотря на то, что это самое глубокое бурение, достичь поставленной цели аппарату не удалось. Измерение теплового потока из недр планеты стало возможным лишь на глубине до трех метров. Главная задача InSight не была выполнена, и маловероятно, что она будет реализована в будущем. Миссия, обошедшаяся в 830 миллионов долларов, редко завершается столь неудачно.
Ограниченность массы аппарата препятствует его передвижению (использование шасси потребовало бы значительного увеличения веса). Перемещение бура в другое положение невозможно. Это, пожалуй, наглядно демонстрирует ограничения, с которыми сталкиваются автоматические системы на других небесных телах. Человек, даже с минимальным углублением, смог бы продвинуться дальше, а при наличии сплошной скалы – сместиться в сторону. То, что просто и доступно нам, пока недоступно машинам, работающим на других планетах.
Несмотря на это, аппарат InSight получил значительную компенсацию. Согласно появившейся в СМИ информации, его магнитометрические инструменты выявили под марсианской поверхностью, вблизи места посадки, слой электропроводящего вещества, имеющий толщину в четыре километра. Поскольку Красная планета характеризуется отсутствием активных геологических процессов, наиболее вероятным объяснением наличия такого электропроводящего слоя является наличие воды с растворенными в ней солями.
В случае подтверждения этих данных, станет очевидным, что под марсоходом InSight расположено довольно обширное подповерхностное море. Водоем, скрытый под слоем воды толщиной в четыре километра, вполне достоин такого названия. Такие водоемы давно рассматриваются как наиболее вероятные места для обнаружения простейших форм жизни. Аналогичные водные объекты, расположенные в Антарктиде (озеро Восток), содержат микроорганизмы, несмотря на то, что они запечатаны под ледяным щитом на протяжении миллионов лет.
InSight – это не робот в полном смысле этого слова. Он выполнял бурение (или, по крайней мере, предпринимал попытки) не по заранее запрограммированному алгоритму, а в ответ на команды, получаемые с Земли.
Где же автономные роботы?
Возникает вопрос: почему мы используем термин «дистанционно управляемые машины», а не «автономные роботы»? Современный серийный дрон, доступный всего за 500 долларов, уже оснащен камерами и программным обеспечением для уклонения от деревьев, веток и людей во время полета. Более продвинутые колесные беспилотные платформы от «Яндекса» или Waymo обладают более совершенными камерами, лидарами и программным обеспечением, что позволяет им обнаруживать препятствия в сложной обстановке на значительные расстояния. Почему нельзя реализовать аналогичное решение для планетохода?
Обилие публикаций, восхваляющих возможности современных беспилотных летательных аппаратов (БЛА), во многом определяется модой на «беспилотность», что приводит к несколько завышенным описаниям их потенциала. В прессе не всегда подчеркивается, что вероятность крушения БЛА в час налета в 30-300 раз выше, чем у пилотируемых летательных аппаратов. При этом основными факторами, вызывающими аварии, являются технологические проблемы, а не ошибки оператора. Зачастую причиной катастрофы БЛА становится простая потеря связи с оператором: в этом случае беспилотник переходит в полностью автономный режим, что, в свою очередь, снижает способность к безопасному полету по сравнению с человеком-оператором.
Высокий уровень аварийности беспилотных летательных аппаратов объясняется объективными причинами: на текущий момент не существует развитого искусственного интеллекта, необходимого для обеспечения безопасности полетов, сопоставимой с человеческой. Без него дрон не способен самостоятельно ориентироваться в пространстве, подобно человеку, благодаря своему мозгу. Для корректного управления движением требуется понимание окружающей обстановки, в частности, определение наличия и типа препятствий на траектории. Современные системы искусственного интеллекта способны эффективно распознавать объекты (ветки, провода, другие препятствия) при условии, что они соответствуют шаблонам, хранящимся в их памяти.
Даже солнечный блик, тень от дерева и другие факторы могут сделать даже каталогизированный образ препятствия неразличимым для дрона. То, что мы воспринимаем как зрение, на самом деле тесно связано с умением распознавать образы. Воробей справляется с этим довольно успешно, однако дрон – не воробей: его вычислительные возможности не позволяют безопасно лететь в сложных условиях в течение продолжительного времени.
По этой причине автопилоты, устанавливаемые на современные воздушные суда, не являются полностью автоматизированной системой управления полетом, а скорее представляют собой усовершенствованную версию круиз-контроля, призванную упростить работу летчиков. Самолетный автопилот не обладает интеллектом, поэтому пилоты, страдающие депрессией, могут использовать его, чтобы намеренно привести управляемый ими самолет к столкновению с горным массивом. При этом, как утверждают летчики авиалайнеров, трудности возникают не только у людей, переживающих депрессивные состояния: основной проблемой автопилота является его «отсутствие возможности принимать решения в нестандартных ситуациях, требующих учета конкретных условий».
Для автономной работы летающим дронам значительно легче, чем наземным. Воздушное пространство – это однородная среда с минимальным количеством препятствий и достаточным объемом для маневра. Наземная же среда характеризуется плоским рельефом, густо застроенным крупными объектами, которые необходимо обнаруживать и обходить. Кроме того, поверхность, с которой контактируют шасси наземного робота, отличается крайней неоднородностью: на ней присутствуют углубления, камни, песок и другие элементы.
Таким образом, не существует «беспилотных автомобилей», о которых так много пишут в СМИ. Журналисты с энтузиазмом публикуют сообщения вроде «Waymo начала предоставлять сервис беспилотных такси в Финиксе», но мало внимания уделяют деталям. Дело в том, что в такси, позиционируемом как «беспилотное», в Финиксе находится инженер, готовый взять управление на себя при возникновении любой нештатной ситуации.
Даже в таком состоянии это такси не пригодно для использования за пределами зон, отображенных на лидарных картах с высоким разрешением. Когда эти карты устаревают, например, из-за ремонта дороги или установки нового светофора, автономный транспорт с лидаром может просто проигнорировать красный сигнал светофора, как это уже происходило на улицах Сан-Франциско. Кроме того, работу лидаров в условиях повышенной влажности затруднена, поэтому компания Waymo и запустила свой тестовый сервис – который, к слову, недоступен обычным пассажирам такси, а предназначен только для ограниченного круга лиц – в столице штата Невада, не являющегося самым дождливым регионом.
Несмотря на то, что «Яндекс» и Waymo активно продвигают свои «беспилотные автомобили» с помощью маркетинговых кампаний, на практике они не функционируют без водителя вне рекламных мероприятий. И если когда-нибудь появятся полноценные беспилотные автомобили, то они будут созданы разработчиками, использующими автоматизированные системы, имитирующие поведение водителей-людей, а не теми, кто пытается реализовать алгоритмические решения, созданные без учета обширного объема данных, полученных при реальном человеческом вождении.
На текущий момент отсутствует возможность проведения анализа вождения миллионов людей в условиях, имитирующих марсианский рельеф. Без подобной информации алгоритмические решения не смогут обеспечить создание действительно безопасных беспилотных систем, как на Земле, так и на Марсе. Даже в случае появления таких данных, потребуется разработка сложных и энергоемких решений.
Nvidia Drive PX Pegasus способен выполнять до 310 триллионов операций в секунду, при этом его энергопотребление составляет 500 ватт. Это значительно превышает доступную постоянную мощность марсохода Curiosity (чуть больше сотни ватт) – и любого планетохода, когда-либо созданного. При этом мы еще не учли энергозатраты, связанные с работой лидара, множества камер и ультразвуковых сенсоров. Безусловно, существуют более экономичные решения (компьютер Tesla потребляет всего 72 ватта и не требует лидара), но они могут функционировать, как мы уже отмечали, исключительно благодаря обучению на обширных данных, полученных от реального вождения людей. Проще говоря, подобную систему невозможно воплотить на Красной планете.
Для обеспечения независимости аппарата, предназначенного для изучения внеземных миров, необходимы полеты в среде, свободной от крупных камней, рисков застревания и прочих затруднений. Однако марсианская атмосфера лишь приблизительно соответствует земному разреженному воздуху, что делает полеты в ней затратными в энергетическом плане. Венера, в свою очередь, не подходит для полетов вблизи поверхности из-за высоких температур. Луна, астероиды и крупные спутники, такие как Европа и Ганимед, лишены атмосферы, поэтому возможность полета там исключена.
Титан, куда NASA планирует направить зонд «Стрекоза», теоретически является подходящим местом для полетов, поскольку там энергозатраты на полет в 38 раз ниже, чем на Земле, благодаря более плотной атмосфере (в четыре раза). Однако, на практике, выбор траектории и действий аппарата, стоимость которого оценивается в миллиард долларов, гораздо надежнее доверить удаленному оператору-человеку. Если на Земле беспилотные летательные аппараты терпят крушения чаще, чем пилотируемые, то это всего лишь потеря еще одного БЛА. На Титане это обернется потерей миллиарда долларов и многих лет работы высококвалифицированных сотрудников NASA. Никто не пойдет на такой риск – он попросту не оправдан.
По сути, все передвижные исследовательские устройства, предназначенные для изучения поверхности других планет, и в обозримой перспективе останутся удаленно управляемыми – поскольку на данный момент нет реальных возможностей для разработки мощного искусственного интеллекта.
Зачем NASA «Стрекоза»
В июне 2019 года NASA заявило о планах отправки на Титан аппарата Dragonfly («Стрекоза»). Внешний вид этого летательного аппарата с восемью винтами сразу же демонстрирует его отличие от традиционного дизайна планетоходов, который практически не менялся с времен «Луноходов». Вместо колес у него имеется только шасси, напоминающее конструкцию вертолета, предназначенное для посадки. Для перемещения по поверхности он должен использовать полет.
Полеты требуют значительных энергетических затрат. Это обусловлено ограниченностью ресурсов у небольших аппаратов, поскольку они будут использовать радиоизотопные термоэлектрические генераторы с низкой эффективностью, всего несколько процентов. Соответственно, потребуется ощутимое количество плутония-238. Чтобы понять всю сложность положения, стоит учитывать: такой генератор вырабатывает всего 100-125 ватт мощности при весе в 45 килограммов. Curiosity также использует подобную систему, работающую на российском плутонии-238, однако ему этого достаточно: шесть колес приводятся в движение небольшим электромотором. Для выполнения полета же требуется больше энергии.
Вес летательного аппарата не должен быть избыточным (масса «Стрекозы» составляет всего 300 килограммов), что подразумевает необходимость увеличения запаса топлива и сокращения количества научного оборудования. Возможно, именно поэтому на его борту отсутствует бур, хотя получение информации о недрах Титана было бы весьма полезным. Какова причина таких компромиссов со стороны NASA, вынуждающих летать конструкции, которые, казалось бы, созданы для передвижения по поверхности?
Все довольно просто: во время полета отсутствует риск застревания в дюне, поскольку навигация в воздушном пространстве значительно проще, чем на поверхности, и вполне реализуема с помощью программного обеспечения. Таким образом, «Стрекоза», в соответствии с планом, сможет преодолеть расстояние в 175 километров на протяжении всего срока службы – и при этом посетить двенадцать различных локаций вблизи экватора Титана. Как заявляет NASA, это «примерно вдвое превышает дистанцию, пройденную всеми марсоходами, в сумме». Пожалуй, это наиболее важный момент.
Почему планетоходы так неэффективны
Оценка запаса хода в 175 километров как значительного достижения вполне обоснована для NASA. Для детального исследования другого небесного тела необходимо охватить различные его области. На Марсе в одних местах фиксируется метан, в то время как в других его нет. В одних районах наблюдаются образования, напоминающие потоки воды, а в других – нет. Разные интересные участки расположены на значительном расстоянии друг от друга. Для роботизированной миссии было бы необходимо добраться хотя бы до нескольких из них.
Автоматизированным аппаратам это дается значительно сложнее. «Луноход-2» преодолевал свыше 300 метров в сутки, тогда как Opportunity проходил около трех километров в год. Причина большей скорости советской машины не связана с тем, что американские инженеры создают неэффективные марсоходы в XXI веке, а в том, что само понятие «автомат» применительно к космическим исследованиям не совсем корректно и может вводить в заблуждение сторонников идеи о ненужности участия человека в освоении космоса.
На сегодняшний день планетоходы-автоматы попросту отсутствуют. Подобно «Луноходам», американские марсоходы – это также дистанционно управляемые аппараты, напоминающие те игрушки, которыми мы играли в детстве. Как и с игрушечными моделями, при движении по неровной поверхности требуется осторожность, иначе они могут застрять и остановиться. Именно так закончилась миссия «Луноход-2».
Практически аналогичная ситуация произошла с Opportunity в 2005 году, когда он застрял в песчаной ловушке, глубина которой составляла всего 30 сантиметров. Взрослому человеку было бы несложно вытащить машину из такой ямы вручную, однако на Марсе не было никого, кто мог бы это сделать. Если бы не случай и продолжительные усилия по освобождению, марсоход мог бы заглохнуть еще в начале своей миссии.
Объяснения тому, что Opportunity преодолевал меньшие расстояния за месяц, чем «Луноход-2» за день, кроются в схожих факторах. Дистанционно управляемый аппарат на Луне располагается на расстоянии 1,3 световых секунды от земного оператора, в то время как на Марсе это расстояние составляет не менее 280 световых секунд. Кроме того, Луна всегда обращена к Земле одной стороной, что обеспечивало непрерывную связь с луноходами. Марс вращается, и сеансы связи, обычно не превышающие час, происходят всего один или два раза в день.
С первого взгляда может показаться, что установить постоянное соединение возможно, разместив на ареоцентрической орбите Марса, на высоте 17 тысяч километров, устройство, аналогичное геостационарному спутнику-ретранслятору. Однако на деле такой спутник оказался бы слишком тяжелым, поскольку ареостационарная орбита расположена между траекториями Фобоса и Деймоса, что потребует значительных затрат топлива на регулярную корректировку его положения).
Вряд ли кто-то будет обеспечивать планетоход столь дорогостоящим и сложным спутником, как ареостационарный спутник. Срок его эксплуатации, судя по опыту геостационарных спутников, вероятно, окажется меньше, чем у самого марсохода. Даже марсоход Curiosity продолжает использовать ретрансляционные спутники, поскольку мощности его передатчика может быть недостаточно для прямой связи с Землей. Однако эти спутники пролетают над аппаратом за считанные минуты, что определяет продолжительность сеансов связи с Землей. Трудно назвать это постоянной связью.
Заметив на очередном сеансе связи интересный камень, оператор марсохода отдает распоряжение немного продвинуться в его направлении. На следующий день проверяется, не возникла ли на пути к камню песчаная дюна высотой в 30 сантиметров – критического значения для безопасности марсохода. При отсутствии препятствия отдается команда на дальнейшее продвижение. На третий день, если камень оказался достаточно близко, дается указание выдвинуть манипулятор. На четвертый день оценивается, правильно ли захвачен камень манипулятором. В случае успешного захвата отдается команда на проведение работ с образцом. И этот процесс повторяется непрерывно.
Работать только там, где легко
Некоторые могут решить, что не стоит обращать внимание на относительно низкую скорость работы этих устройств, которые на самом деле не являются автоматизированными. Пусть они и работают неспешно, но свою задачу выполнят. Однако ситуация оказывается более сложной. Сегодня любой марсоход вынужден функционировать не в тех местах, где этого хотели бы ученые, а там, где это наиболее удобно для него. Никто не будет заставлять его двигаться по крутому склону с рыхлой почвой – подобному тому, где были обнаружены следы, вызывающие подозрения, что это водные потоки. Этот аппарат, стоимость которого составляет миллиарды долларов, обходит даже 30 сантиметров песка на ровной поверхности – тем более, ему не до крутых склонов.
И это лишь малая часть того, что скрыто. Наиболее захватывающие локации на Красной планете, а также на спутниках Луна и Титан, располагаются под их поверхностями. В данном случае мы даже не затрагиваем тему огромных подземных водоемов на Марсе или предполагаемого подповерхностного океана Титана. Речь идет о лавовых трубках, находящихся в непосредственной близости от поверхности. Это обширные полости, достигающие нескольких километров в длину (что обусловлено низкой гравитацией), образовавшиеся в результате деятельности раскаленных газов во время вулканических извержений на Луне и Марсе.
На обеих планетах в прошлом на поверхности присутствовало значительное количество воды и водяного пара, что порождает гипотезы о возможном накоплении льда – как водного, так и, вероятно, углекислотного – в лавовых пещерах. Лавовые трубки потенциально могут простираться на большую глубину, где температура превышает ноль градусов Цельсия. В марсианских условиях это может указывать на наличие жидкой воды и, как следствие, потенциальной жизни. Исследование лавовых трубок представляется перспективным, особенно учитывая, что их входы часто открыты и имеют внушительные размеры.
Автоматизированные системы неприменимы в таких условиях. Радиоуправляемый аппарат не подходит для исследования пещер, поскольку радиосигналы не смогут проникнуть внутрь. Даже установка ретранслятора у входа, что повлечет за собой увеличение массы и потребления энергии, не поможет, как только планетарный модуль повернет за угол. К тому же, удастся ли ему передвигаться в таких условиях? Гладкий лед у входа может стать непреодолимым препятствием для машины, которая застрянет в слое песка толщиной 30 сантиметров. Склоны лавовых трубок имеют значительный уклон: спуск на них возможен с использованием троса, однако автоматические устройства не обладают навыками альпинизма даже на Земле, не говоря уже о Марсе или Луне.
Несмотря на это, возможностей автоматизированной системы недостаточно для достижения универсальности, свойственной человеку в плане работы манипуляторов и приобретенных навыков. Человек способен выкопать траншею значительной глубины с помощью лопаты и даже углубиться более чем на метр при использовании ручного бура. Для достижения аналогичной глубины автоматизированному буру потребуется устройство метровых размеров и значительного веса. Такая конструкция была бы слишком громоздкой для планетохода.
В реальности буры марсоходов имеют небольшие размеры, их можно назвать «карманными». На сегодняшний день рекорд бурения, установленный планетоходом, составляет 7,5 сантиметра (Curiosity). Однако наиболее значимые открытия на Марсе находятся на глубине более чем метр, поскольку именно там грунт обеспечивает эффективную защиту от радиации и колебаний температуры, характерных для поверхности.
На схожей глубине можно встретить бактериальные сообщества, аналогичные тем, что существуют в земных пустынях. В 2011 году испанские и чилийские ученые провели эксперимент, имитирующий поиск жизни на Марсе, в условиях пустыни Атакама. Этот регион был выбран из-за высокого содержания хлоридов и перхлоратов в почве – веществ, характерных для марсианского грунта. В результате анализа образцов, полученных с помощью машинного бурения, была обнаружена жизнь на глубине не менее двух метров. Таким образом, даже если бы марсоход Curiosity в течение семи лет своей миссии постоянно находился над такими бактериальными колониями, он не смог бы их зафиксировать. Доставка крупногабаритного бура в Атакаму была выполнена без особых сложностей, в то время как транспортировка подобного оборудования на Марс представляет собой сложную задачу.
Еще один существенный фактор: бактериальные колонии неравномерно распределены в виде скоплений под поверхностью Атакамы. В условиях наземных экспериментов легко перемещать пятиметровый бур. На Марсе подобное устройство окажется слишком громоздким для передвижных марсоходов. А неподвижному посадочному модулю с буром может не оказаться на пути к местному аналогу атакамской бактериальной колонии. Другими словами, устройства, которые мы отправляем на поиски простейших форм жизни на Марсе, технически не могут обнаружить жизнь даже в земной пустыне.
Безусловно, можно направить на Красную планету специализированный стационарный аппарат-бурильщик: возможно, ему повезет, и что-то ценное окажется непосредственно под местом его посадки. Именно так поступило NASA, отправив на Марс InSight. Однако этот аппарат не предназначен для поиска жизни, но, как будет показано ниже, трудности с бурением не обошли и его стороной. К несчастью, этот «автомат» (все его действия контролируются радиосигналами с Земли) пока не продемонстрировал лучших результатов. Недавно он либо потерял сцепление с поверхностью, либо столкнулся с препятствием – в результате бурение остановилось на глубине около 30 сантиметров.
Вскоре ряд средств массовой информации сообщили об оптимистичном событии: «InSight переместил буровую установку HP3 на новое место», что, казалось, должно было вызвать облегчение. Однако ситуация оказалась сложнее: аппаратура имеет узкую специализацию. InSight попросту не способен переставить буровую установку, поскольку она слишком громоздка, а функциональность автоматизированной системы ограничена. Вместо этого, он переместил вспомогательную конструкцию, предназначенную для бурового инструмента, чтобы операторы могли лучше наблюдать за его состоянием.
Если под ним находится крупный камень, дальнейшее бурение невозможно. Это связано с тем, что данный «автомат» имеет узкую специализацию, и, как сообщает NASA, «роботизированный манипулятор не предназначен для подъема «крота» (бурового устройства HP3. — Прим. ред.) после отделения от опорной конструкции, поэтому он не сможет переместить «крота», если скала преградит ему путь вниз». Таким образом, мы вновь убеждаемся: дистанционно управляемые машины – это узкие специалисты, чьи манипуляторы обладают не столь широкими возможностями, как человеческие руки. Последние способны поднимать грузы, а «руки» InSight – нет.
Согласно теории, крупный аппарат может транспортировать к другой планете посадочный модуль, из которого будет развернут крупный мобильный буровой комплекс, имеющий вес в несколько тонн. Этот комплекс способен выполнять бурение на значительную глубину и перемещаться между точками бурения. К нему также можно подключить взлётный модуль для доставки на Землю сотни килограммов грунта. Однако следует учитывать, что стоимость создания такого аппарата, управляемого дистанционно, вероятно, приблизится к стоимости пилотируемой экспедиции: мягкая посадка нескольких тонн на другую планету требует использования посадочных систем, по сложности и массе сравнимых с посадочным модулем, предназначенным для людей.
Масса экипажа астронавтов вместе с оборудованием, необходимым для непродолжительной посадки (основываясь на опыте 1969 года), приблизительно равна весу марсохода Curiosity. Несмотря на то, что пилотируемая экспедиция имеет меньшую вероятность критической поломки, приводящей к застреванию, во время передвижения (и автоматические аппараты терпели гибель как на Луне, так и на Марсе), она всё равно будет более универсальным решением по сравнению со специализированной мобильной буровой установкой.
Это указывает на то, что автоматизированные планетоисследователи, действующие непосредственно на поверхности планет, ведут поиск в тех местах, где ему удобнее, подобно герою анекдота, потерявшему ключи в плохо освещенном месте, но ищущему их там, где есть свет. Они не изучают наиболее многообещающие области, а предпочитают выбирать ровные участки без песчаных дюн, где их работа может быть выполнена с минимальными усилиями.
Несмотря на все усилия, установить наличие жизни на Марсе таким способом, а также исследовать наиболее интересные участки Луны, не представляется возможным. Если человечеству необходимо получить ответы на эти вопросы, то перед нами остается только один вариант – организация пилотируемых экспедиций. К счастью, за последние годы в этой области достигли значительного прогресса. Если не в 2020-х, то в 30-х годах этого столетия человек может все-таки добраться до Красной планеты. И тогда ответы на главные вопросы будут найдены – вероятно, в скором времени.