В Китае создают новый тип ракетного двигателя

Государственный подрядчик сообщает о достигнутом существенном прогрессе в нескольких ключевых технологиях нового двигателя.

В рамках амбициозной космической программы Китай разрабатывает ракетные двигатели нового поколения для осуществления трех планетарных миссий в течение ближайших пяти лет и создания постоянной станции на Луне.

По данным государственного издания «Science and Technology Daily», корпорация CSAC достигла существенных результатов в ряде ключевых технологий для создания нового двигателя с значительно большей топливной эффективностью по сравнению с действующими.

«Это оптимально для покрытия потребностей в энергии для будущих ракет и ключевых китайских космических проектов. Главный государственный подрядчик китайской космической программы сделал такое заявление.

Пятилетний план Китая включает три миссии: сбор образцов с астероида, с Марса и пролёт над системой Юпитера, каждая из которых будет требовать больших ракетных мощностей.

Неназванный водородно-кислородный двигатель предположительно вытеснит существующий YF-77 на первой ступени ракеты тяжёлого класса Long March CZ-5 из Китая.

Новая ракета применит ступенчатый цикл горения вместо газогенераторного цикла YF-77 для повышения эффективности за счёт более полного сгорания топлива. Это решение создаёт сложности в процессе проектирования и сборке ракеты.

Китайская космическая программа задерживалась с 2016 по 2019 год из-за сложностей с разработкой двигателя YF-77 и двух неудачных запусков ракеты CZ-5. После исправления двигателя в напряжённом 2020 году были завершены все запланированные миссии, включая извлечение образцов лунного грунта. Чанъэ-5 и марсианский зонд Тяньвэнь-1.

В докладе говорится, что CSAC ведёт работы по повышению надёжности ракеты YF-77 для осуществления планов Китая о запуске в 2021 году основного модуля для постоянно функционирующей космической станции. Тяньгун в течение ближайших нескольких месяцев.

Строительство Тяньгун должно закончиться к концу следующего года после одиннадцати пусков с помощью ракеты-носителя Чанчэн-5Б.

Отчет сообщает, что прототип YF-77 с оптимизированным двигателем недавно прошел пробную стрельбу длительностью 500 секунд – равную времени реальной миссии – в четвертом таком испытании. Планируется проведение еще четырех проверок его надежности.

30 декабря компания CSAC завершила первые испытательные пуски самого мощного твердотопливного ракетного двигателя, длившиеся более 130 секунд. Двигатель диаметром 3,2 метра способен выдерживать грузоподъемность в 260 тонн. Его конструкция включает три ступени, обеспечивающие регулирование нагрузки на топливо в зависимости от задач миссии.