SpaceX и НАСА впервые представили проект американского аппарата для деорбитации, который предназначен для стыковки с Международной космической станцией и последующего вывода ее в атмосферу, где она разрушится и затонет в Тихом океане. Эта миссия будет осуществлена по завершении срока службы станции, в настоящее время запланированного на 2030 год. Аппарат будет отправлен на МКС и пристыкован к узлу 2 примерно за полтора года до ее контролируемого схода с орбиты.
Корабль, спроектированный на базе капсулы Dragon, был разработан благодаря финансированию в размере 863 миллиона долларов, полученному от НАСА для компании SpaceX. Информация о заключении контракта появилась 26 июня, однако дизайн корабля был представлен лишь на совместной пресс-конференции 17 июля 2024 года.
На пресс-конференции NASA выступили Кен Бауэрсокс, помощник администратора NASA по космическим операциям, Дана Вайгель, руководитель программы МКС в NASA, и Сара Уолкер, директор по управлению миссией Dragon в SpaceX.
Финансирование этого космического корабля осуществляется по программе, созданной специально для этапа строительства и вывода на орбиту. SpaceX передаст НАСА этот американский корабль для деорбитации, а также предоставит услуги по запуску в рамках отдельного контракта с программой НАСА Launch Services Program. Вопрос о запуске оставался открытым после объявления в июне, поскольку в нем было указано, что контракт покрывает только расходы на разработку, но не на запуск.
Планы по спуску МКС на Землю
Дана Вайгель отметила, что на первых этапах планировалось использование трех грузовых кораблей «Прогресс» для сведения МКС с орбиты, однако российский сегмент станции, к которому стыкуются эти корабли, не располагает достаточным числом портов для стыковки. Также Вайгель подтвердил, что НАСА разрабатывает проект коммерческой станции, призванный заменить МКС в ее последние месяцы эксплуатации.
Корабль создадут на основе Cargo Dragon, однако, по словам Вайгеля, более половины его компонентов будут новыми. Капсула проведет около полутора лет на МКС до входа в атмосферу, и в течение этого времени будет совершено несколько маневров для точной ориентации перед финальным входом. В связи с этим, капсула будет оснащена значительно большим запасом топлива, чем необходимо только для входа в атмосферу.
По словам представителей NASA, южная область Тихого океана выбрана в качестве приоритетной зоны для входа станции в атмосферу. Согласно имеющимся моделям, ни один из элементов станции не должен уцелеть при вхождении в атмосферу, однако рассматриваются возможности извлечения некоторых частей.
Особенности американского устройства для контролируемого схода с орбиты
Модифицированный Dragon получит 46 двигателей Draco, которые уже применяются в капсулах Dragon для контроля ориентации и коррекции орбиты. Шестнадцать двигателей будут отвечать за ориентацию, а 22-26 – за маневры, необходимые для сближения с МКС и спуска в атмосферу. По информации, предоставленной на конференции, одновременный запуск не более чем 22-26 двигателей не планируется. При входе в атмосферу общая тяга этих двигателей достигнет 10 кН.
Новая капсула Dragon планирует перевозить объем топлива в шесть раз превышающий возможности Cargo Dragon, а также производить электроэнергию в три раза больше. Именно к таким результатам стремятся разработчики.