
Первый запуск Crew Dragon SpaceX — яркое проявление сотрудничества NASA и частной космической индустрии, затеянного несколько лет назад. Снижение расходов на полет американских космонавтов – один из ожидаемых результатов. Но действительно ли так происходит?
30 мая 2020 года запуск капсулы «Экипаж Дракона» с первой командой из двух космонавтов вернул Соединенным Штатам способность самостоятельно отправлять людей в космос. Эта миссия частной компании Space X завершила девятилетний период, когда НАСА оплачивало места для своих астронавтов на российском корабле «Союз», единственном судне, способном достичь Международной космической станции (МКС).

Возрождение пилотируемых космических полетов с американской земли будет иметь и экономический плюс: снижение расходов для американского космического агентства. Место американского космонавта на корабле «Союз» в 2020 году стоило более 86 миллионов долларов, а место в капсуле «Экипажа Дракона» — не более 55 миллионов. Эти цифры, опубликованные во время запуска Crew Dragon, подтверждены Управлением Генерального инспектора (IOG) НАСА, которое в ноябре 2019 года опубликовало результаты аудита транспортных систем экипажей на МКС.

Стоимость путевок на космические корабли «Союз» увеличивается.
Таким образом, ситуация выглядит однозначной: Crew Dragon позволяет НАСА существенно сэкономить. Однако интересно рассмотреть контекст и его развитие за последние несколько лет. Во-первых, что касается Союза, то цена места включает не только место на борту для обратного путешествия, но и тренировки астронавтов (около 18 месяцев) в российских центрах, а также операции по выздоровлению после возвращения на Землю. В 2006 году Роскосмос брал с НАСА за этот пакет 21,3 миллиона долларов с каждого пассажира. Со временем тариф увеличивался: он достиг 60 миллионов долларов в 2013 году, затем 80 миллионов долларов в 2017 году и продолжал расти до 86 миллионов долларов к 2020 году.
С 2006 года НАСА потратила 3,9 миллиарда долларов на вывоз 70 американцев в космос с помощью Союзов. При постепенном повышении тарифов агентство оценивает среднюю цену места на борту российского корабля в $55,4 млн. Если рассматривать только последние 12 контрактов, то расходы составляют миллиард долларов при средней цене билета в $79,7 млн.

В разработке ракеты-носителя и корабля, спроектированных СССР в 1960-х годах и совершенствованных Россией на протяжении десятков лет, НАСА не инвестировало ни одного доллара.
Сколько стоит место на борту капсулы SpaceX «Экипаж Дракона»? НАСА определило стоимость для астронавтов: 55 миллионов долларов. Даже если эта цена сравнима с ценой «Союза» за последние 14 лет, из-за роста цен в России, она становится более выгодной для НАСА уже с первого полета.
Стоимость разработки Crew Dragon можно ли игнорировать? Расходы взял на себя не SpaceX, которая взимает плату за места на борту, а НАСА. С 2010 года американское государственное космическое агентство выделило 8,5 млрд долларов американскому частному сектору на разработку системы транспортировки астронавтов на МКС. В период с 2010 по 2014 год НАСА первоначально выделило всем конкурентам чуть более 1,5 миллиарда долларов.
За эти годы несколько частных компаний не были выбраны или выбыли. В 2014 году в гонке остались «Boeing» с капсулой CST-100 Starliner и «Space X» с Crew Dragon. Затем компаниям было выделено более 6,8 миллиардов долларов для продолжения развития и выполнения 12 полетов (по шесть): 4,3 миллиарда для «Boeing» и 2,5 миллиарда для «Space X». По оценкам IOG, с 2010 года только в рамках Программы подготовки коммерческих экипажей Space X получил от НАСА 3,15 миллиарда долларов (а «Boeing» — 4,95 миллиарда долларов).
Реальная стоимость: сложный расчет
Стоимость одного астронавта в миссии Crew Dragon с учётом контракта 2014 года с SpaceX составит около 186 миллионов долларов при расчёте 4 пассажиров на миссию. Это значительно дороже, чем «Союз», а амортизация займёт больше времени, чем оставшийся срок службы МКС.

Этот небольшой расчет показывает трудность оценки реальной стоимости космических полетов для НАСА. Можно ли разумно игнорировать расходы на разработку космического корабля? Расходы значительные. В случае «Союза», спроектированного в 1967 году, они связаны с гонкой на Луну, начавшейся во время холодной войны. Однако Роскосмос не выставляет НАСА счета.
Разработка корабля «Экипаж Драконов» была засекречена. В отличие от ракеты-носителя Falcon 9, разработанной SpaceX в начале двухтысячных и получившей поддержку НАСА. Также стоит учитывать стоимость инфраструктуры. Несмотря на ремонт стартовой площадки 39А SpaceX в Космическом центре имени Кеннеди, самые сложные работы были выполнены американским космическим агентством еще во время Холодной войны.