Состоит ли Crew Dragon из ряда более доступных, чем «Союз», для НАСА?

Фотомонтаж: слева капсула «Crew Dragon», справа корабль «Союз».

Первый запуск Crew Dragon SpaceX — яркое проявление сотрудничества NASA и частной космической индустрии, затеянного несколько лет назад. Снижение расходов на полет американских космонавтов – один из ожидаемых результатов. Но действительно ли так происходит?

30 мая 2020 года запуск капсулы «Экипаж Дракона» с первой командой из двух космонавтов вернул Соединенным Штатам способность самостоятельно отправлять людей в космос. Эта миссия частной компании Space X завершила девятилетний период, когда НАСА оплачивало места для своих астронавтов на российском корабле «Союз», единственном судне, способном достичь Международной космической станции (МКС).

Корабль SpaceX Crew Dragon направляется к Международной космической станции.

Возрождение пилотируемых космических полетов с американской земли будет иметь и экономический плюс: снижение расходов для американского космического агентства. Место американского космонавта на корабле «Союз» в 2020 году стоило более 86 миллионов долларов, а место в капсуле «Экипажа Дракона» — не более 55 миллионов. Эти цифры, опубликованные во время запуска Crew Dragon, подтверждены Управлением Генерального инспектора (IOG) НАСА, которое в ноябре 2019 года опубликовало результаты аудита транспортных систем экипажей на МКС.

Стоимость путевок на космические корабли «Союз» увеличивается.

Таким образом, ситуация выглядит однозначной: Crew Dragon позволяет НАСА существенно сэкономить. Однако интересно рассмотреть контекст и его развитие за последние несколько лет. Во-первых, что касается Союза, то цена места включает не только место на борту для обратного путешествия, но и тренировки астронавтов (около 18 месяцев) в российских центрах, а также операции по выздоровлению после возвращения на Землю. В 2006 году Роскосмос брал с НАСА за этот пакет 21,3 миллиона долларов с каждого пассажира. Со временем тариф увеличивался: он достиг 60 миллионов долларов в 2013 году, затем 80 миллионов долларов в 2017 году и продолжал расти до 86 миллионов долларов к 2020 году.

С 2006 года НАСА потратила 3,9 миллиарда долларов на вывоз 70 американцев в космос с помощью Союзов. При постепенном повышении тарифов агентство оценивает среднюю цену места на борту российского корабля в $55,4 млн. Если рассматривать только последние 12 контрактов, то расходы составляют миллиард долларов при средней цене билета в $79,7 млн.

С Международной космической станции сделан снимок корабля «Союз». Этот российский корабль, разработанный в 1960-х годах, стал единственным способом доступа к МКС после прекращения работы американских шаттлов.

В разработке ракеты-носителя и корабля, спроектированных СССР в 1960-х годах и совершенствованных Россией на протяжении десятков лет, НАСА не инвестировало ни одного доллара.

Сколько стоит место на борту капсулы SpaceX «Экипаж Дракона»? НАСА определило стоимость для астронавтов: 55 миллионов долларов. Даже если эта цена сравнима с ценой «Союза» за последние 14 лет, из-за роста цен в России, она становится более выгодной для НАСА уже с первого полета.

Стоимость разработки Crew Dragon можно ли игнорировать? Расходы взял на себя не SpaceX, которая взимает плату за места на борту, а НАСА. С 2010 года американское государственное космическое агентство выделило 8,5 млрд долларов американскому частному сектору на разработку системы транспортировки астронавтов на МКС. В период с 2010 по 2014 год НАСА первоначально выделило всем конкурентам чуть более 1,5 миллиарда долларов.

За эти годы несколько частных компаний не были выбраны или выбыли. В 2014 году в гонке остались «Boeing» с капсулой CST-100 Starliner и «Space X» с Crew Dragon. Затем компаниям было выделено более 6,8 миллиардов долларов для продолжения развития и выполнения 12 полетов (по шесть): 4,3 миллиарда для «Boeing» и 2,5 миллиарда для «Space X». По оценкам IOG, с 2010 года только в рамках Программы подготовки коммерческих экипажей Space X получил от НАСА 3,15 миллиарда долларов (а «Boeing» — 4,95 миллиарда долларов).

Реальная стоимость: сложный расчет

Стоимость одного астронавта в миссии Crew Dragon с учётом контракта 2014 года с SpaceX составит около 186 миллионов долларов при расчёте 4 пассажиров на миссию. Это значительно дороже, чем «Союз», а амортизация займёт больше времени, чем оставшийся срок службы МКС.

Сравнение двух космических кораблей: внутреннего экипажа «Дракона» и «Союза», разработанных с пятидесятилетним интервалом.

Этот небольшой расчет показывает трудность оценки реальной стоимости космических полетов для НАСА. Можно ли разумно игнорировать расходы на разработку космического корабля? Расходы значительные. В случае «Союза», спроектированного в 1967 году, они связаны с гонкой на Луну, начавшейся во время холодной войны. Однако Роскосмос не выставляет НАСА счета.

Разработка корабля «Экипаж Драконов» была засекречена. В отличие от ракеты-носителя Falcon 9, разработанной SpaceX в начале двухтысячных и получившей поддержку НАСА. Также стоит учитывать стоимость инфраструктуры. Несмотря на ремонт стартовой площадки 39А SpaceX в Космическом центре имени Кеннеди, самые сложные работы были выполнены американским космическим агентством еще во время Холодной войны.