Посадка аппарата ispace на Луне сорвана из-за неисправности лазерного дальномера.

6 июня 2025 года японский стартап ispace во второй раз не смог успешно приземлиться на Луну в ходе миссии HAKUTO-R Mission 2. В состав посадочного модуля Resilience входила техника компании, а также европейский луноход Tenacious, который теперь считаюся потерянным.

Почти через три недели компания закончила подробный технический анализ происшествия. Главной причиной потери аппарата стало отказание лазерного дальномера.

Модуль «Резистентность» успешно прошел начальные этапы снижения: выход с орбиты, торможение и изменение ориентации. В заключительной фазе спуска аппарат сохранял стабильную вертикальную позицию, и первая часть посадки прошла штатно.

На высоте примерно 3 километра лазерный дальномер перестал передавать верные данные, из-за чего система навигации не могла точно установить высоту. Первые достоверные показания поступили только на отметке около 1 километра от поверхности. К этому моменту вертикальная скорость модуля составляла примерно 66 м/с, и экстренное торможение оказалось недостаточным для безопасной посадки.

В ходе снижения связь со зондом оборвалась на высоте 192 метров при скорости 42 м/с (более 150 км/ч). Через несколько дней NASA подтвердила крушение, опубликовав снимки Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO), где виден новый кратер диаметром около 16 метров в 282 метрах к юго-востоку от предполагаемого места посадки.

Авария произошла из-за неполадки техники, а не ошибки в программе.

Компания ispace сообщила, что поломка произошла из-за неполадки в лазерном дальномерном устройстве, а не из-за ошибок в программном обеспечении, системе управления или двигательной установке.

Специалисты рассматривают две основные версии:

  1. Произошла ошибка при установке или настройке LRF на земле.
  2. Потеря точности функционирования дальномера в условиях лунных вылетов.

Обе системы LRF успешно прошли наземные испытания, однако в полевых условиях (высокая скорость, неоднородная отражательная способность лунной поверхности и возможные внешние помехи) работа могла быть затруднена. К вероятным причинам отказа относятся недостаточная отражательная способность грунта, сниженная мощность лазера по сравнению с первой миссией, неблагоприятные углы падения луча и вибрации при быстром снижении.

Вторая попытка компании ispace высадиться на Луну оказалась неудачной. В апреле 2023 года миссия HAKUTO-R Mission 1 потерпела аварию из-за ошибки в программном обеспечении: алгоритм навигации неверно рассчитал высоту при пролете над краем кратера, что привело к преждевременному отключению двигателей и падению с высоты пяти километров.

Несмотря на то, что в ходе второй миссии система управления поддерживала ориентацию аппарата до финала, недостаток точных высотных показаний помешал совершить посадку с успехом.

Последствия аварии для науки и промышленности

Модуль Resilience нёс луноход Tenacious от ispace Europe, созданный для автономной работы на Луне. Компания намерена устранить обнаруженные проблемы, в том числе сформировав внешнюю рабочую группу с участием специалистов JAXA и NASA. В последующих миссиях будет использоваться дополнительное оборудование для контроля спуска: лидар и камера визуальной навигации.

Изменения повысят цену двух предстоящих миссий на 1,5 млрд иен (примерно 20 млн долларов), однако не скажутся на сроках запуска. Запуск запланирован на 2027 и 2028 год.

Следующая миссия, Apex 1.0, входит в коммерческую программу NASA CLPS. Разработка посадочного модуля ведется совместно с Draper и JAXA. Цель — посадка в бассейне Шрёдингера на обратной стороне Луны.