Сегодня утром, в четверг, 25 января, Японское космическое агентство рассказало о ситуации с зондом SLIM на пресс-конференции. Несмотря на успешную посадку 19 января, связь с аппаратом была прервана в тот же день. Это произошло из-за того, что SLIM не смог зарядить аккумуляторы, что привело к его преждевременному отключению.
Через несколько часов после посадки По данным JAXA, посадка на Луну прошла успешно, однако ориентация солнечных батарей для подзарядки аккумуляторов не удалась.
На конференции, состоявшейся 25 января, представили результаты телеметрических данных спускаемого аппарата, а также информацию, собранную с помощью малых роверов LEV-1 и LEV-2. Полученные сведения позволили определить местоположение спускаемого аппарата и выявить некоторые трудности, возникшие в процессе посадки. В то же время, аппарат SLIM пока не возобновил работу и будет находиться под воздействием солнечного света до 1 февраля, когда завершится лунный день.
Первоначально LEV-2 зафиксировал посадочный модуль и сделал его фотографию, которую передал на LEV-1. Затем LEV-1 отправил снимок на Землю. На фотографии видно, что аппарат лежит на боку. Посадочные ноги SLIM расположены слева, двигатели – сверху, а солнечные батареи – справа. Фактически, SLIM, находясь примерно в трех метрах от поверхности, должен был наклониться и приземлиться «на бок».
На изображении, сделанном левой камерой LEV-2, виден колесо небольшого ровера, как и на правой стороне, а центральная линия указывает на потерю данных, которую специалисты JAXA продолжают исследовать.
Два лунохода LEV
LEV-1 функционировал в течение примерно 1 часа 51 минуты, превысив запланированное время работы. В ходе этой работы он также совершил 6 прыжков, являющихся частью основной задачи лунохода. По данным JAXA, луноход испытал перегрев до 70 градусов, однако есть возможность его повторного запуска.
LEV-2 успешно запустился, открылся и переместился, активировав встроенную автоматическую систему поиска посадочной платформы. Используя этот алгоритм, он идентифицировал посадочную платформу, сделал ее фотографию и передал снимок по беспроводной связи на LEV-1, который, в свою очередь, отправил его на Землю.
Проблемы SLIM
Необходимо уточнить детали, касающиеся фазы спуска SLIM. Судя по имеющимся данным, на высоте около 50 метров от поверхности одна из форсунок основного двигателя (который состоит из двух отдельных форсунок) отсоединилась. Это вызвало изменение тяги, составившее 55% от тяги двух основных двигателей (а не общей тяги), что было зафиксировано в телеметрии.
На данной высоте скорость снижения стала приемлемой, и тяга сохранялась даже при использовании вспомогательных двигателей, что подтверждало, что посадочный аппарат оставался под контролем.
Причина возникновения этой проблемы остается неизвестной, за исключением того, что JAXA обозначила ее как внешнюю. Однако, этот термин, используемый в японском языке, весьма расплывчат и его конкретное значение пока не определено.
Успехи SLIM
На первой же пресс-конференции, прошедшей вскоре после посадки на Луну, представители JAXA заявили, что основной целью миссии будет точная посадка на поверхность Луны. Фактически, SLIM должен был продемонстрировать работоспособность системы наблюдения за поверхностью в реальном времени, обеспечив точность посадки в пределах 100 метров от намеченного места.
Согласно данным телеметрии, полученным с посадочного аппарата, JAXA заявило, что система наведения достигла точности в 50 метров. Кроме того, SLIM отклонился от прогнозируемой точки посадки на 11,8 метра. На представленном изображении синие точки обозначают центры снимков, сделанных SLIM во время спуска. Замеченное смещение этих точек может указывать на проблему с соплом, о которой сообщалось ранее, однако эта версия пока не получила подтверждения.
Несмотря на это, точная посадка была подтверждена, что обеспечило успешное выполнение миссии согласно критериям JAXA. Помимо этого, функционирование двух луноходов LEV позволило проверить ряд технологий, разработанных в Японии. LEV-2 стал самым компактным работающим объектом, когда-либо доставленным на поверхность Луны.