несколько частных компаний, специализирующихся на отслеживании спутников, 19 декабря заявили о разрушении военного спутника США. Этот инцидент привел к образованию более 50 обломков на низкой околоземной орбите, что подчеркивает необходимость осторожного обращения с выводящимися из эксплуатации или неисправными спутниками.
Метеорологический спутник DMSP-5D2 F14 (идентификационный номер NORAD: 24753) применялся для сбора данных, главным образом, для военных нужд. Формально он принадлежал NOAA (Национальному управлению океанических и атмосферных исследований) и был частью программы оборонных метеорологических спутников. По информации компании Slingshot Aerospace, разрушение спутника произошло 19 декабря в 03:15 по московскому времени.
Причина неисправности спутника пока не установлена, однако, вероятно, она связана с неисправностью аккумуляторной батареи. Спутник DMSP-5D2 F14 был отправлен на орбиту в 1997 году и прекратил свою работу в 2020 году. Следовательно, он не функционировал в течение четырех лет.
Наблюдение и отслеживание космического мусора, что является частью практики, известной как SSA (Space Situational Awareness), становится все более распространенным и на данный момент представляет собой единственный способ обеспечения безопасности от космического мусора.
Защита спутников, которые больше не используются и выводятся из эксплуатации
Спутник DMSP-5D2 F14 вращался по гелиосинхронной орбите высотой приблизительно 750 км — траектории, которая широко используется для спутников, предназначенных для наблюдения за Землей и ее изучения. Такие орбиты имеют большое значение, однако проблема космического мусора на них стоит особенно остро, поскольку эти объекты не могут быстро спуститься в атмосферу. Из-за их наклона и высоты, процесс распада и схода с орбиты может занять несколько лет.
Для предотвращения подобных разрушений, спутники нового поколения, в особенности расположенные на низкой околоземной орбите, должны возвращаться в атмосферу и уничтожаться. Однако, у спутников старого поколения такая возможность часто отсутствует. В связи с этим, для снижения рисков и потенциальных сбоев, осуществляется сброс топлива и батарей. Иными словами, перед окончательным выводом из эксплуатации спутник «опустошается.
По всей видимости, данная процедура оказалась неэффективной для спутника DMSP-5D2 F14 и других спутников его серии. На орбите уже зафиксировано разрушение трех аппаратов, входящих в состав метеорологической спутниковой программы: F12 прекратил свое существование в 2016 году, F13 – в 2015 году, а F11 – в 2004 году.
Изначально эти спутники послужили основой для разработки гражданских метеорологических аппаратов, однако и они столкнулись с аналогичными проблемами. Так, NOAA-16 вышел из строя в 2015 году, а NOAA-17 – в 2021 году.