Программа Commercial Lunar Payload System (CLPS) от НАСА разработана для приобретения услуг по транспортировке грузов на Луну с использованием коммерческих посадочных модулей. Эта инициатива, запущенная в 2018 году, позволила НАСА заказать восемь полетов на Луну с целью доставки научных экспериментов на ее поверхность. В марте 2023 года был заключен очередной контракт, предусматривающий вторую миссию с посадочным аппаратом Blue Ghost компании Firefly, запуск которой намечен на 2026 год.
Первоначально НАСА рассчитывало на проведение двух миссий CLPS ежегодно, начиная с 2023 года. Однако первая миссия состоялась лишь в январе 2024 года и оказалась неудачной – это была миссия посадочного аппарата Peregrine компании Astrobotic. Второй миссией CLPS стала IM-1 компании Intuitive Machines, в рамках которой был выполнен нестандартный процесс посадки на Луну с использованием посадочного аппарата Nova-C Odysseus.
На конференции AIAA ASCEND, прошедшей 1 августа, руководитель программы CLPS Крис Калберт сообщил о скором объявлении нового задания под названием CP-22. Также до конца 2024 года планируется заключение контракта CP-21.
Эволюция контрактов CLPS
На текущий момент программа CLPS является ключевой в роботизированном исследовании Луны, наравне с китайской программой «Чанъэ». Для финансирования миссий CLPS, НАСА выбрало ряд компаний, соответствующих требованиям этих миссий. Некоторые из них разрабатывают лунные посадочные аппараты, в то время как другие занимаются разработкой конкретных технологий, например, Lockheed Martin и Draper, которые сотрудничают в создании посадочного аппарата Ispace.
Все заключенные ранее договоры были утверждены до начала миссий. После аварии лунного аппарата Peregrine и частичного успеха Nova-C Odysseus, НАСА объявило о необходимости внесения изменений в формулировки контрактов.
«Промежуток времени с момента последнего заказа на выполнение работ оказался довольно продолжительным. Это частично объясняется тем, что мы получили ценный опыт в ходе первых двух миссий. Мы стремились учесть его и внести коррективы в текущий заказ «, — сказал Крис Калберт.
Калберт заявил, что в 2025 году планируется заключение еще двух соглашений по CLPS, что подтверждает стремление агентства к заключению двух контрактов ежегодно.
Первый год работы на Луне дал ценный опыт
Агентство NASA получило ценные выводы не только по итогам первых двух миссий CLPS, но и в процессе реализации текущих. В частности, это касается миссии VIPER, которая планировалась как ключевая в рамках CLPS, однако была отменена 26 июля, менее чем за год до намеченной даты старта.
VIPER – это лунный ровер, предназначенный для исследования и изучения области Южного полюса Луны с целью поиска водяного льда. Проект был закрыт из-за чрезмерных затрат, несмотря на то, что луноход был почти полностью изготовлен и собран.
Компания Astrobotic планирует запуск своего посадочного аппарата Griffin, предназначенного для доставки лунохода на Луну, несмотря на то, что он будет выведен на орбиту с массой, имитирующей вес аппарата Viper. В то же время, НАСА дало разрешение компании предложить это место для размещения коммерческих полезных нагрузок, которые, вероятно, частично заменят тестовую массу.
Этот случай подчеркивает, что неудачи или отказ от проектов могут коснуться не только организаций, работающих по контракту с НАСА, таких как Collins Aerospace, отказавшаяся от разработки скафандров нового поколения, но и самой агентства НАСА.
В данный момент в планах CLPS – запуск посадочного модуля Blue Ghost от компании Firefly в октябре и миссия IM-2 от Intuitive Machines к концу года. В случае успеха этих двух запусков, общее число миссий CLPS в 2024 году достигнет четырех.