НАСА представило планы строительства лунных дорог для роботизированной транспортной системы.

В рамках программы Innovative Advanced Concepts (NIAC), направленной на разработку футуристических технологий, НАСА планирует построить на Луне транспортную сеть из диамагнитно левитирующих роботов. Полностью автономная и простая в развертывании система будет перевозить до 100 тонн груза в день со скоростью 1,61 км/ч. Сеть, которая должна быть готова к 2030 году, может стать ключевой инфраструктурой для будущей постоянной лунной базы НАСА.

Программа НАСА NIAC стремится к разработке передовых и инновационных концепций, которые иногда выглядят как идеи из научной фантастики. Цель программы — изучить футуристические технологические концепции, кардинально отличающиеся от традиционных подходов. 6 отобранных проектов находятся в стадии разработки: это телескопы на основе жидкости и ракеты с плазменным двигателем.

Проект транспортной сети «Гибкая левитация на рельсах» (FLOAT), впервые предложенный к реализации в 2021 году, представляет собой систему, использующую магнитную левитацию для транспортировки грузов по будущей лунной базе НАСА. Надежная роботизированная транспортная система прослужит долгое время, необходимая для функционирования постоянной лунной базы в 2030-х. » — сообщил в своём блоге руководитель проекта, инженер по робототехнике из Лаборатории реактивного движения Итан Шалер.

Сеть транспортных путей, разворачиваемая подобно ковру.

Система FLOAT состоит из автономных намагниченных роботизированных платформ, которые левитируют над сетью дорожек из гибкой трехслойной пленки. Первый слой на основе графита позволяет платформам пассивно плавать за счёт диамагнитной левитации. Второй содержит схему, генерирующую электромагнитную тягу для контролируемого перемещения роботов по дорожкам. Третий слой включает в себя тонкопленочные солнечные панели для выработки дополнительной энергии для всей лунной базы.

В отличие от наземных автомобильных и железных дорог, пути системы FLOAT не требуют земляных работ, прокладываются прямо по лунному реголиту, как ковер. Это упрощает установку и предотвращает повреждение лунного грунта. Кроме того, отсутствие движущихся частей роботов в сочетании с левитацией минимизирует износ от лунной пыли, в отличие от луноходов с колесами или гусеницами.

Кроме того, «Сеть путей может развиваться и преобразовываться, отвечая новым задачам на лунных станциях. — Заявляет Шалер. Роботы перевезут полезные грузы разной формы, размеров и веса — до ста тонн. Точнее, роботы будут снабжены съёмными тележками, в которых будут располагаться грузы.

Система FLOAT включает в себя роботизированные платформы желтого цвета, парящие над синими путями и перемещающие тележки белого цвета с грузом.

Хотя роботы не предназначены для высокоскоростного транспорта и движутся со скоростью всего 1,61 км/ч, система может стать важной частью лунной инфраструктуры. Она сможет обеспечить долгосрочную поддержку запланированной НАСА постоянной лунной базы. После её создания база станет стартовой площадкой для будущих исследовательских миссий на Марс в рамках проекта «От Луны до Марса».

После завершения начального этапа разработки инженеры проведут тестирование серий малогабаритных прототипов и разных стратегий подготовки места установки. Окружающая среда (перепады температур, радиация, загрязнение реголита и т.д.) будет также моделироваться для оценки влияния. Эти малые прототипы пригодятся для изучения возможностей будущих показов во время полетов вокруг Земли на низкой орбите или на Луне (с использованием модулей LSII / CLPS). «, — заключает Шалер.