Марсианские роверы будущего получат колеса с формоудержанием.

Инженеры исследовательского центра НАСА имени Глена собирают новую шину для ровера из материала с памятью формы перед испытаниями в лаборатории имитации лунных операций.
Предоставлено: НАСА

Колеса с памятью формы смогут использовать будущие марсианские роверы и другие транспортные средства для разведки человеком. Легкие и прочные колеса сейчас испытывают в здании НАСА.

В июле следующего года НАСА осуществит запуск долгожданной миссии «Марс 2020» в открытое окно. Посадка запланирована на 18 февраля 2021 года в кратере Джезеро. Там будет развернут марсоход Perseverance. Его основная цель – поиск следов прошлой жизни на Марсе. Также ему предстоит собрать несколько образцов камней для будущей совместной миссии с ЕКА, чтобы вернуть их на Землю (вероятно, в начале 2030-х годов).

Важность наличия хороших шин

Чтобы выполнить свою задачу, марсоход Perseverance получит новые колеса. Новые будут отличаться от колес Curiosity, сейчас находящегося на Марсе и имеющего некоторые повреждения с момента приземления в 2012 году.

Новые колеса изготовлены из блока аэрокосмического алюминия и снабжены титановыми спицами. Диаметр новых колес составляет 52,6 см, а толщина больше по сравнению с предыдущими моделями. Вместо 24 елочных протекторов Curiosity, у Perseverance 48 изогнутых протектора.

На испытаниях в марсианском полигоне JPL выяснилось, что данные колёса лучше противостоят воздействию острых камней и эффективно функционируют на песчаной поверхности.

Новые колёса, запущенные на Марс несколько месяцев назад, должны помочь Perseverance преодолевать большие расстояния и снизить риск повреждений. Тем не менее, американские инженеры продолжают разрабатывать новые конструкции колес для будущих роверов. Новые колёса будут легче, прочнее и иметь большую силу сцепления.

Макроснимок повреждённых краёв левого центрального колеса марсохода Curiosity.

Колеса с памятью формы

С учетом этого НАСА на протяжении нескольких лет разрабатывает колеса из титановой никелевой сетки. Сплав имеет такую атомную структуру, что материал сохраняет первоначальную форму. Более гибкие по составу и структуре колеса могут сочетаться с рельефом без риска прокола или деформации.

Проверенные несколько лет назад на испытательном объекте Mars Life шины не только эффективно работали с имитируемым марсианским песком, но и выдерживали скальные участки. Им также удавалось сохранять высокую тягу при транспортировке значительных грузов.

Четыре шины с наилучшими показателями работоспособности окажутся достаточными для вездеходов на Марсе. В отличие от шестиколесных машин, которые прежде предпочитал NASA, это позволит перевозить больше груза.

Крупный план одной из таких шин с памятью формы. Предоставлено: НАСА.

В настоящий момент эти шины проходят испытания в лаборатории имитации лунных операций Гленна американского агентства. Неизвестно, когда их запустят, но нет сомнений, что колеса с памятью формы скоро пригодятся для разведки планет.