Китай намерен совершить прорыв в аэрокосмической промышленности, чтобы составить конкуренцию Соединенным Штатам и SpaceX. Как сообщает издание South China Morning Post, внедрение новой производственной системы, названной «вытягивающая окончательная сборка», позволит производить ракеты и спутники с производительностью, сопоставимой с выпуском автомобилей на заводах. Для реализации этой методики, основанной на принципах автомобильного производства, требуются значительные структурные изменения во всей аэрокосмической отрасли Китая.
Китай планирует расширить производство в космической сфере, чтобы конкурировать с Соединенными Штатами. В 2024 году США провели 158 орбитальных миссий, большинство из которых было выполнено компанией SpaceX, в то время как Китай завершил 68 орбитальных запусков. Учитывая возрастающее экономическое значение космической деятельности, необходимы масштабируемые и продуктивные производственные системы. Прогнозируется, что к 2045 году годовой объем полезной нагрузки, выводящейся на орбиту, может составить 170 000 тонн.
Новая система «вытягивающей сборки» разработана для серийного изготовления компонентов спутников и ракет с целью снижения издержек при соблюдении установленных стандартов качества. Ранее в аэрокосмической отрасли применялась «проталкивающая» система, при которой детали производились исходя из прогнозов и графиков запусков, что нередко вызывало задержки и приводило к образованию избыточных запасов.
Являясь основой «вытягивающей» системы, разработанной японским концерном Toyota, принцип гибкости определяет, что компоненты не изготавливаются предварительно, руководствуясь прогнозами, а поставляются исключительно тогда и в тех объемах, которые необходимы для завершающего этапа сборки. Данная методика позволяет свести к минимуму формирование избыточных запасов и уменьшает временные затраты на их администрирование.
Китайская космическая индустрия также использует подобную технологию при создании ракет и спутников. Запуск каждого этапа, начиная от сборки подсистем, компонентов и сырья и заканчивая окончательной сборкой, происходит только после получения сигнала от следующего этапа.
Новая система окажет существенное воздействие на деятельность космической индустрии Китая, интегрируя государственные компании, исследовательские организации и частные фирмы в единую, согласованную национальную стратегию. По словам главного информационного директора China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC) Ван Гоцина, высказавшегося в статье, опубликованной в июле, это станет принципиально новым и масштабным преобразованием действующих производственных процессов.
Китай отказывается от традиционных, жестко заданных сборочных линий, переходя к модульным и более гибким системам. Интеллектуальные сборочные центры применяют искусственный интеллект и робототехнику для оперативного изменения последовательности действий. Единая цифровая платформа объединяет различные исследовательские лаборатории, поставщиков и производственные предприятия, даже если они находятся в сетях с ограниченным доступом. Эта цифровая платформа обеспечивает менеджерам актуальную информацию о состоянии всей цепочки поставок. В результате, появляется возможность использовать комплексный подход к формированию более адаптивной цепочки поставок для космической отрасли Китая. Такие масштабные группировки спутников, как Guowang, Qianfan и Hongtu-3, существенно повысят потенциал Китая в соперничестве с SpaceX за господство в космосе.