
В период с 2025 по 2026 год Китай проведет испытания двух многоразовых ракет для подготовки к будущим полетам на Луну. Цель — отправит космонавтов на Луну к 2030 году. Испытательные полеты входят в новую программу лунной миссии, которую возглавляет государственная компания China Aerospace Science and Technology Corp (CASC). Стратегия дополняет коммерческие инициативы и направлена на диверсификацию экосистемы космической авиации.
На заседании Национального собрания Китая прошлой неделе было объявлено о новой космической программе CASC. Компания не уточнила, какие именно ракеты пройдут испытания, но известна разработкой сверхтяжелой ракеты-носителя Чанчжэн-10 (также называемой «пилотируемой ракетой нового поколения» или CZ-10). Многоразовые версии для лунных миссий могут быть вариантами последней.
Модель Чанчжэн-10 позволяет создать ракету диаметром 5 метров и высотой 92 метра. Такая ракета выведет на окололунную орбиту до 27 тонн полезной нагрузки, оснащена тремя двигателями и сможет нести космический корабль типа «Мэнчжоу» с экипажем. Вторая ракета, диаметром 4 метра, имеет один двигатель. Предложенная Шанхайской академией космических технологий (SAST) CASC, она способна нести полезную нагрузку до 6,5 тонны. Ее предназначение — запуск космического корабля с экипажем на низкую околоземную орбиту к 2025 году. Обе ракеты оснащены двигателями, разработанными китайской компанией Jiuzhou Yunjian.
Важное геополитическое преимущество
Новые ракетоносители отличаются от ранее запущенных Китаем: обе будут полностью многоразовыми. Это позволит сократить расходы и сделать космические полеты более устойчивыми. CASC уже предлагала создать многоразовую ракету на базе Чанчжэн-8, более поздней версии CZ-10. Этот проект пока отложен.
Тем не менее «Последние годы отмечены устойчивым продвижением Китая в сфере многоразовых ракет. » – заявил Ронг Йи, специалист Китайской академии технологий ракет-носителей (CALT), которая входит в состав CASC.
Обе ракеты разработаны для определенных задач, но последняя, вероятно, будет соперничать с коммерческими ракетами частных компаний, такими как Landspace, Space Pioneer, Galactic Energy, iSpace и Deep Blue Aerospace. У этих фирм пока нет многоразовых моделей, но они, возможно, достигнут этого в ближайшие годы. Компания Deep Blue Aerospace добивается больших успехов и может выполнить первый орбитальный запуск уже в текущем году.
В последние годы CASC запустил 82 коммерческихpayload с помощью ракет-носителей серии Чанчжэн. Агентство планирует расширить спектр коммерческих услуг и в этом году запустить ракету Чанчжэн-12 диаметром 3,8 метра с нового коммерческого космодрома.
Будет улучшен доступ к крупномасштабным испытательным установкам, а также расширены коммерческие стартовые площадки. В краткосрочной и среднесрочной перспективе государственное агентство планирует развитие коммерческих спутниковых технологий, запуск средств связи, навигации и дистанционного зондирования. Планируется разработка более эффективных и экономичных ракетных двигателей (жидкотопливных двигателей серии YF-102 и многоразовых двигателей на жидком кислороде и метане YF-209).
Несмотря на конкуренцию с другими частными компаниями, гонка может быть частью усилий правительства по диверсификации аэрокосмической экосистемы страны. Диверсификация значительно расширит доступ Китая к космосу, что обеспечит серьезные геополитические и коммерческие преимущества.