
20 апреля ракета Starship взорвалась во время первого испытательного полета в полном составе. Во время взлета и разрушения Starship и Super Heavy обломки были разбросаны по району Бока-Чика, причинив большой ущерб. Пыль от инцидента достигла отдаленных районов на расстоянии до 10 километров.
Несколько негосударственных экологических организаций обратились в суд к Федеральному управлению гражданской авиации (FAA) после испытаний. К числу обращающихся относятся: Американская организация по охране птиц, Центр биологического разнообразия, Save RGV, народ Кара Rizzo/Comecrudo из Техаса и Фонд Surfrider.
Эти организации против того, что FAA не провело экологическое исследование (EIS), тщательный анализ воздействия на окружающую среду. Такой анализ может занять несколько лет и привести к почти полной остановке работ на космодроме SpaceX Starbase. Вместо этого FAA подготовило только Экологическую оценку, которая выпускается быстрее, но менее подробна, чем EIS.
В случае поражения FAA в суде, организации придется аннулировать разрешения, предоставленные SpaceX. Из-за этого компания стала участницей судебного разбирательства в качестве соистца.
Обвинения FAA и мотивы SpaceX
Первоначальные анализы после запуска не показали значительного вреда окружающей среде или дикой природе, но некоммерческие организации утверждают обратное. Вблизи Starbase обитают охраняемые виды: морские черепахи и птицы, которые могут пострадать от запусков. Также оспаривается количество часов, в течение которых общественный пляж возле стартовой площадки закрыт.
19 мая компания SpaceX запросила быть привлеченной к судебному разбирательству в качестве ответчика вместе с FAA. Такое решение обусловлено тем, что поражение в суде нанесёт существенный ущерб программе Starship – речь идёт о многомиллионных потерях и длительных задержках.
Брет Джонсен, финансовый директор SpaceX, заявил, что с 2014 года компания инвестировала около трех миллиардов долларов в разработку космодрома Starbase. В текущем, 2023 году ожидается еще два миллиарда расходов.
SpaceX заключила несколько контрактов на использование Starship. Среди них – перевозка людей, например, полеты Джареда Айзекмана в рамках программы Polaris, путешествия вокруг Луны миссии DearMoon и Денниса Тито. Также SpaceX получила контракты на запуск спутников. Starship станет ключевой частью программы Артемида, поскольку выбран как одна из двух посадочных машин для возвращения человека на Луну. Благодаря программе HLS компания Маска получила финансирование миссий Артемида III и Артемида IV на сумму 4,2 миллиарда долларов.
Замедление запуска Starship приведёт к потерям программы Starlink: вторая версия спутников не будет запущена. Новые спутники необходимы для обслуживания большого числа пользователей и обеспечения скорости соединения, соответствующей рынку. На данный момент услуга насчитывает более 1,5 миллиона абонентов в 50 странах, а SpaceX инвестировала несколько миллиардов в её развитие.