
В понедельник «Blue Origin», ракетная компания Джеффа Безоса, обратилась в Счетную палату правительства США с протестом против решения НАСА заключить контракт только с SpaceX на поставку лунного посадочного модуля.
Год назад НАСА предоставило Blue Origin, Dynetics и SpaceX контракты на разработку посадочных систем для миссии Артемида, которая по плану должна осуществить высадку людей на Луну в 2024 году. Недавно агентство обратилось к SpaceX с дополнительным предложением, что не оставило равнодушными конкурентов.
Blue Origin подает жалобу
В понедельник Blue Origin подала в Управление по отчетности правительства США пятидесятистраничный протест. «Спор подчёркивает, что независимо от чрезмерных амбиций г-на Маска и Безоса на будущее, нынешнее состояние их космических компаний и способность получать прибыль, необходимую для реализации их грандиозных мечтаний, зависят от коммерческих проблем, таких как игра за правительственные контракты», — отмечает New York Times.
Боб Смит, глава Blue Origin, считает решение НАСА основанным на ошибочных оценках предложений. По его словам, американское агентство не дало должной оценки преимуществам предложения Blue Origin и преувеличило технические сложности проекта SpaceX.
Генеральный директор Blue Origin указывает, что НАСА следовало бы выбрать две компании, как неоднократно заявлялось ранее. Однако НАСА не давало никаких официальных обещаний. В итоге выбор пал на SpaceX по нескольким весомым причинам.

Космическая компания SpaceX предлагает доступные цены на космические путешествия.
На текущий финансовый год Конгресс выделил НАСА 850 миллионов долларов, что лишь четверть от суммы, которую агентство запросило на разработку лунных посадочных устройств. Заместитель администратора НАСА Кэти Людерс отметила, что ограниченный бюджет повлиял на решение выбрать только одну компанию.
Предложение компании Blue Origin оценивалось в шесть миллиардов долларов, что вдвое превышало стоимость предложения SpaceX. По словам Боба Смита, НАСА должно было встретиться со SpaceX и договориться о снижении цены. Как сообщается, агентство не вело подобных переговоров с Blue Origin. Пересмотр цен пока нам недоступен, что кажется крайне несправедливым. «, — сказал Смит.
Кроме небольших расходов, SpaceX предложила модель своего корабля Starship, способную в будущем перевезти значительно больше человек за один вылет и быть полностью многоразовой.
Starship — самый технологически сложный из предлагаемых средств передвижения. Для лунных и межпланетных миссий инженерам потребуется разработать способ дозаправки кораблей метаном и жидким кислородом на низкой околоземной орбите.
Однако НАСА осознает, что выбор Starship позволит увеличить количество миссий по сниженной стоимости.

Компания Илона Маска активно развивается в последнее время. Ракета Falcon 9 выполняет большую часть контрактов по запуску коммерческих спутников, а капсула Crew Dragon доставила три экипажа на МКС.
«Синяя Оригин» пока отстает. Хотя успешно испытавший себя аппарат «New Shepard» предназначен только для коротких полетов за пределы атмосферы, а первый полет ракеты «New Glenn», находящейся в разработке, состоится не раньше 2022 года.
Кэти Людерс объявила, что следующий конкурс по разработке посадочных модулей будет открыт для Blue Origin, Dynetics и остальных компаний. Боб Смит заявил, что Blue Origin будет подавать будущие заявки, но его слова прозвучали с оттенком недовольства. В свою очередь у Счетной палаты есть 100 дней на рассмотрение протеста.