Новые данные: совы бронзового века были детскими игрушками

Ранее считалось, что на сланцевых плитках эпохи энеолита изображены божества, однако сейчас более вероятной представляется версия об изображениях птиц, обитавших вблизи человеческих поселений. Кроме того, эти рисунки не созданы умелыми резчиками.

Около середины XIX века на Пиренейском полуострове в крупной гробнице эпохи медно-каменного века были обнаружены первые известные «совиные таблички». На сегодняшний день их насчитывается более четырех тысяч экземпляров. Эти артефакты изготовлены из сланцевых отщепов, размер которых примерно соответствует ладони взрослой женщины. Обнаружение таких табличек фиксировалось как в крупных гробницах, так и в отдельных захоронениях, а также на территории поселений.

Их датировка указывает на то, что они были созданы примерно 4750-5500 лет назад. На поверхности этих изделий размещены изображения, выполненные с разным уровнем мастерства, которые напоминают сов. На некоторых из них в верхней части расположены по два отверстия. За время, прошедшее с момента их обнаружения, эксперты выдвинули множество различных толкований «совиных» табличек. Преобладающая гипотеза предполагает их использование в ритуальных целях. В журнале Scientific Reports опубликована работа, существуют и другие интерпретации произошедшего, которые предлагают иную точку зрения на события.

Самое старое из известных на сегодняшний день изображений совы, созданных человеком, находится в пещере Шове, расположенной на юге Франции. Возраст этих наскальных рисунков составляет около 36 тысяч лет. Второе по возрасту изображение совы, также обнаруженное во Франции, находится в пещере Труа-Фрер на юго-западе страны и датируется примерно 13 тысячами лет.

Изображения сов впоследствии стали распространенным мотивом в искусстве и ритуалах микенской, египетской, древнегреческой и других древних цивилизаций. В связи с этим высказывалось предположение, что образы сов, нанесенные на рисунки, проникли на Пиренейский полуостров из восточных регионов, а затем местные мастера стали воспроизводить их на местных материалах.

Некоторые исследователи полагали, что изображения сов могли представлять богов местного пантеона. Другие утверждали, что это антропоморфные идолы, а сходство с совой – случайность: ее часто называют наиболее антропоморфным животным, наряду с обезьянами, из-за фронтальной локализации глаз. Третьи выдвигали версию о том, что «совиные» таблички служили своего рода проводником в мир мертвых.

Два аспекта вызывали вопросы. Во-первых, качество изготовления сильно отличалось: некоторые таблички, казалось, были созданы опытным мастером, а другие – новичком. Во-вторых, речь идет о медному веку. Технологии прогрессируют, но тенденция наблюдается к созданию крупных конструкций, таких как мегалиты.

Если таблички и имели ритуальное значение, то лишь в той степени, в которой повседневная жизнь энеолитического сообщества была связана с ритуалами, по мнению авторов нового исследования. А рисунки, вероятно, выполнены детьми разных возрастов. Дети медного века, как и их современники в любую эпоху, просто хотели играть.

В ходе исследования было проанализировано 100 сланцевых плиток, на которых исследователи оценивали наличие шести характерных признаков совы (по шкале от 1 до 6), таких как два глаза, перьевой пух, узорчатые перья, плоский лицевой диск, клюв и крылья. Полученные данные сравнили со 100 изображениями сов, выполненными современными детьми в возрасте от четырех до 13 лет, и зафиксировали значительное сходство. С возрастом и совершенствованием навыков рисования изображения сов становились все более реалистичными.

Возникает вопрос: почему совы? Авторы предлагают объяснение. Они сопоставили изображения на табличках с фотографиями семи видов сов, обитавших на Пиренейском полуострове в энеолите и в настоящее время. В результате выяснилось, что юные художники наиболее часто изображали два вида этих птиц: домового сыча ( Athene noctua) и ушастую сову (Asio otus). Эти виды обитают вблизи человеческих поселений или на обрабатываемых сельскохозяйственных угодьях. Таким образом, дети изображали существ, которых они часто наблюдали.

На некоторых табличках в верхней части, возле головы птицы, заметны два отверстия. Изначально предполагалось, что они предназначались для шнурка. Однако носить на шее камень, достигающий веса в 300 граммов, было бы неудобно. Более того, создание одного отверстия является более простым решением. Также отсутствуют признаки износа, указывающие на использование шнурка.

В основном отверстия встречаются на табличках с изображением ушастой совы. По мнению авторов, в эти отверстия вставляли настоящие птичьи перья, создавая пучки, напоминающие уши, что и дало птице такое название.

Ученые считают, что ритуальное значение табличек нельзя игнорировать: изначально это могли быть игрушки, которые затем приобретали функцию амулетов, а в случае смерти ребенка, его творчество захоранивали вместе с ним. Исследователи также полагают, что изображение совы могло служить формой учебно-игровой деятельности, в которой старшие дети выступали в роли наставников, обучая младших и помогая им развивать новые умения. В результате дети получали игрушку.