Загадочные совы медного века оказались детскими игрушками

На сланцевых плитках эпохи энеолита могут быть изображены не божества, как считали ранее, а обычные птицы, живущие рядом с людскими поселениями. И рисунки эти выполнены вовсе не опытными граверами.

Загадочные совы медного века оказались детскими игрушками

Два птенца домового сыча (Athene noctua). Этот распространенный вид, возможно, послужил моделью для некоторых гравированных табличек медного века / ©Juan J. Negro

Примерно в середине XIX века на Пиренейском полуострове, в большой гробнице медно-каменного века, нашли первые так называемые совиные таблички. С тех пор их накопилось более четырех тысяч. Они сделаны из отщепов сланца размером с ладонь взрослой женщины. Их находили как в больших гробницах, так и в отдельных могилах, и на местах поселений.

Изготовлены они, согласно датировке, примерно 4750-5500 лет назад. На них нанесены рисунки разного уровня мастерства, которые изображают нечто похожее на сов. На некоторых в верхней части находятся по два отверстия. За прошедшее время специалисты предложили довольно много интерпретаций «совиных» табличек. Основная гипотеза предполагала некое ритуальное использование. В журнале Scientific Reports опубликована работа, авторы которой считают, что все было совсем не так.

Примеры гравированных сланцевых плиток / ©Juan J. Negro et al.
Примеры гравированных сланцевых плиток / ©Juan J. Negro et al.

Самое древнее из обнаруженных на сегодня изображений совы, сделанных человеком, находится в пещере Шове на юге Франции. Возраст этих наскальных рисунков оценивают в 36 тысяч лет. Следующая по возрасту нарисованная сова тоже обосновалась во Франции — в пещере Труа-Фрер на юго-западе страны. Ей примерно 13 тысяч лет.

Позже изображения сов повсеместно встречаются в искусстве и ритуальной деятельности микенской, египетской, древнегреческой и прочих древних цивилизаций. Поэтому даже существовала гипотеза, что на Пиренейский полуостров рисованные совы попали с Востока и лишь потом мастера стали изображать их на местном материале.

Одни ученые предполагали, что в виде сов изображали божеств местного пантеона. Другие считали, что это вообще антропоморфные идолы и их сходство с совой случайно: ее считают самым антропоморфным животным, кроме обезьян, из-за фронтально расположенных глаз. Третьи утверждали, что «совиные» таблички были своего рода пропуском в царство мертвых.

Но всех смущали два момента. Первый заключается в очень разном качестве изготовления: казалось, что одни таблички гравировал опытный мастер, а другие — маленький ребенок. Второй важный момент: мы ведем речь о медном веке. Технологии развиваются быстро, но при этом склоняются скорее в сторону крупных форм — например, мегалитов.

Авторы нового исследования считают, что если таблички и имели ритуальное значение, то лишь в той мере, в которой повседневная жизнь энеолитического сообщества была связана с ритуалами. А рисунки выполнены детьми разных возрастов. Дети медного века, как и их сверстники любой эпохи, просто хотели играть.

Исследователи проанализировали 100 сланцевых плиток и оценили их (по шкале от одного до шести) по количеству шести признаков совы, включая два глаза, перьевой пух, узорчатые перья, плоский лицевой диск, клюв и крылья. Потом они сравнили эти таблички с 100 изображениями сов, нарисованными современными детьми в возрасте от четырех до 13 лет, и отметили у них много общего. Рисунки сов становились более похожими на реальных птиц по мере того, как дети взрослели и становились искуснее.

Авторы сравнили сов с их энеолитическими портретами по шести параметрам / ©Juan J. Negro et al.
Авторы сравнили сов с их энеолитическими портретами по шести параметрам / ©Juan J. Negro et al.

Возникает вопрос: почему совы? Авторы предлагают ответ. Они сравнили изображения на табличках с фотографиями семи видов сов, распространенных на Пиренейском полуострове как сейчас, так и в энеолите. И выяснили, что юные художники чаще всего рисовали два вида этих птиц: домового сыча (Athene noctua) и ушастую сову (Asio otus). Эти виды часто живут рядом с человеческим поселением или вокруг возделываемых людьми участков. То есть дети рисовали тех, кого часто видели.

Выше мы отметили, что на некоторых табличках проделаны два отверстия в верхней части, рядом с краем головы птицы. Ранее считали, что эти отверстия нужны для продевания шнурка. Но носить на шее камень весом до 300 граммов не очень удобно. К тому же проще пробить одно отверстие. Кроме того, нет следов износа отверстий от шнурка.

Если вставить в отверстия настоящие перья, но сходство с ушастой совой усилится / ©Juan J. Negro
Если вставить в отверстия настоящие перья, но сходство с ушастой совой усилится / ©Juan J. Negro

Оказалось, такие отверстия присутствуют в основном на табличках с изображением ушастой совы. Авторы считают, что в них вставляли настоящие птичьи перья, которые таким образом играли роль пучков перьев, похожих на уши, от которых птица и получила свое название.

По мнению ученых, полностью исключать ритуальную функцию табличек нельзя: возможно, то, что когда-то было игрушкой, потом становилось амулетом, а если ребенок умирал, то его произведение хоронили вместе с ним. Также исследователи допустили, что рисование сов служило видом учебно-игровой деятельности, когда более старшие дети выступали наставниками младших, помогали им осваивать новые навыки. А малыши в итоге получали игрушку.


Источник