Археологи создали точную копию каноэ каменного века и совершили на нем путешествие из Тайваня в Японию. Этот эксперимент, основанный на данных компьютерного моделирования, продемонстрировал, что древние люди были способны на длительные морские переходы, несмотря на необходимость преодолевать одно из самых мощных океанических течений.
Примерно 35 тысяч лет назад предки современных людей заселили острова Рюкю, в том числе Окинаву. Механизм этого путешествия долгое время оставался неясным. Древние мореплаватели должны были преодолеть открытое море на расстояние свыше 100 километров, не имея карт и компасов. Значительную часть пути они не видели суши, к которой направлялись. Основным препятствием было Куросио — сильное океанское течение, способное легко отклонить от курса или унести в океан.
Деревянные лодки и плоты не могут сохраниться на протяжении десятков тысяч лет, поэтому отсутствуют прямые свидетельства о том, какие плавсредства использовали древние люди. Для проверки выдвинутых предположений исследователи используют экспериментальную археологию, воспроизводя древние технологии и стремясь повторить действия наших предков.
Проект реконструкции доисторического плавания был разработан на основе данного подхода. Предыдущие попытки пересечения пролива на плотах, изготовленных из тростника и бамбука, оказались неудачными: эти суда были слишком медленными и плохо управляемыми, что не позволяло им противостоять течению Куросио. Оно неизбежно сносило их в океан, делая недостижимыми острова. Альтернативным вариантом оставалась гипотеза об использовании каноэ-долбленки.
Японские и тайваньские ученые объединили свои усилия, чтобы экспериментально подтвердить выдвинутую гипотезу. Работа включала в себя два этапа: постройки и реального плавания на реплике древней лодки, а также компьютерного моделирования различных сценариев путешествия. Результаты опубликованы в двух статьях в журнале Science Advances.
Сначала команда изготовила каноэ. Лодку под названием «Сугимэ» вытесали из цельного ствола японского кедра. При этом использовали каменные топоры со шлифованными лезвиями, которые соответствуют орудиям труда, обнаруженным на палеолитических стоянках в Японии, датируемых примерно 38 тысячами лет.
Строительство оказалось сложной задачей, однако продемонстрировало возможность создания подобной лодки при использовании технологий каменного века. Завершённое каноэ отличалось длиной 7,5 метра, шириной 70 сантиметров и весом приблизительно 241 килограмм.
В 2019 году команда, состоящая из пяти квалифицированных гребцов – четырех мужчин и одной женщины, предприняла «историческое» путешествие. Их плавание началось с восточного берега Тайваня и было направлено к японскому острову Йонагуни, расположенному на расстоянии 225 километров. Моряки ориентировались исключительно по солнцу, звездам, направлению волн и своей интуиции, не используя современные навигационные инструменты.
Поездка заняла 45 часов 10 минут и стала серьезным испытанием. Гребцы столкнулись с непростыми условиями открытого моря. Основным препятствием оказалось течение Куросио, достигавшее скорости в два метра в секунду. В его основном потоке лодка иногда двигалась вдвое быстрее, при этом сильно раскачивалась, так что гребцам приходилось постоянно вычерпывать воду, чтобы не утонуть.
Значительная часть маршрута проходила за пределами зоны видимости суши, что, по мнению участников, оказывало сильное психологическое воздействие. Ночью, при отсутствии привычных ориентиров, команда неоднократно теряла направление. Продолжительное физическое истощение, высокая температура и нехватка сна привели к тому, что гребцы испытывали боли в мышцах, галлюцинации и приступы внезапной сонливости.
Команда, несмотря на возникшие препятствия, успешно достигла поставленной цели, продемонстрировав, что каноэ-долбленка является достаточно быстрым и надежным судном для пересечения водного пространства. Важно отметить, что результат плавания определялся не только качеством лодки, но и уровнем подготовки гребцов.
Нельзя делать окончательные выводы о целой эпохе, основываясь лишь на одном успешном путешествии. Океанические условия постоянно меняются, и 30 тысяч лет назад они были иными. Для оценки вероятности успеха в различных условиях исследователи провели компьютерное моделирование — вторую часть своей работы.
Для имитации условий океана было проведено несколько сотен компьютерных симуляций, основанных на трех океанографических моделях. Две модели воспроизводили современные условия, а третья была разработана для воссоздания океана эпохи позднего плейстоцена. В целях проверки достоверности моделей, ученые сначала создали виртуальную версию путешествия «Сугимэ», что позволило получить весьма точные результаты.
Проведенный анализ виртуальных путешествий выявил ряд важных факторов. В частности, точка старта оказывала значительное влияние на исход. Экспериментальная группа начала свой путь с мыса Усиби, однако симуляции продемонстрировали, что отправная точка Тароко, находящаяся к северу, представляла собой более предпочтительный вариант. Оттуда до Енагуни можно было добраться в среднем за 30–40 часов, а при грамотном планировании вероятность успеха достигала 100%.
Вторым подходом, который оказался неэффективным, стало прямолинейное движение к цели. Мощное течение Куросио, направляющее воды в северо-восточном направлении, приводило к значительному сносу лодки. Эффективной оказалась противоположная стратегия: грести немного в юго-восточном направлении, отклоняясь от намеченного курса, чтобы нивелировать воздействие течения. Палеоокеанические данные свидетельствуют о том, что 30 тысяч лет назад течение Куросио было еще более быстрым, и его русло располагалось восточнее, что делало корректировку маршрута особенно необходимой.
Авторы придерживались мнения, что мореплаватели эпохи палеолита использовали только вёсла и не владели парусами. Однако, более ранние исследования указывают на то, что предки человека с острова Флорес, вероятно, использовали парус для достижения Флореса, подобно тому, как люди в палеолите заселили Крит. Возможно, паруса были известны и тем, кто добрался до Окинавы с Тайваня. В таком случае, при использовании погружаемых деревянных рулей, они могли достичь острова даже на плоту.
Исследование показало, что переселение на острова Рюкю не было спонтанным событием. В ходе экспериментов было подтверждено, что палеолитические предки обладали развитыми навыками и стратегическим мышлением. Пересечение ими опасных водных пространств являлось не продиктованным отчаянием поступком, а результатом тщательно спланированных и рискованных экспедиций.