В Перу открыта причина разукрашивания черепов

Традиция нанесения красного пигмента на останки умерших у народа чинча, проживавшего на территории современного Перу, существовала уже тысячу лет назад. С приходом европейцев эта традиция не исчезла, а в некоторых местах даже стала более распространенной. Авторы нового исследования предполагают, что выяснили причину этого феномена.

Следы красной краски сохранились на черепе с обеих сторон.

В Journal of Anthropological Archaeology вышла работаИсследования находок из долины Чинча на юге современного Перу показали результаты. Из более чем ста чульп извлекли скелетные останки и много предметов погребального инвентаря. Чульпа — это большое могильное сооружение народа чинча и некоторых их соседей, в которых хоронили сразу несколько человек.

Исследуемые кости по датировке разделяются на три части: первая — на поздний промежуточный период (1000—1400 годы), вторая — на поздний горизонт (1400—1532 годы) и колониальный период (1532—1825 годы). В 38 случаях кости, в основном черепа, были окрашены красным пигментом. Красные кости относятся ко всем трем периодам.

Чульпы / ©Adobe Stock

Исследователи выяснили, что живописцы использовали разные типы красной краски, а лишь определённые люди были окрашены в красный цвет после смерти.

Красный пигмент использовался в похоронных обрядах Перу на протяжении тысячелетий, сопровождая длительные ритуалы по отношению к умершим членам общества. «Смерть не была концом, — говорится в статье. — Это был переломный момент трансформации в другой вид существования и критический переход из одного состояния в другое, обеспечивающий основу для дальнейшей жизни». Интересно, что даже после прихода испанцев чинча продолжали раскрашивать черепа своих предков.

Учёные исследовали образцы красной краски с артефактов и костей, в том числе 25 человеческих черепов. Для выявления состава красных пигментов применялись три метода: рентгеновская порошковая дифракция, рентгеновская флуоресцентная спектрометрия и лазерная абляция.

Красную краску для 24 образцов добывали из железорудного камня, возможно, гематита, для 13 — из киновари, содержащей ртуть, а для одного — из смеси этих веществ. Химический анализ показал, что киноварь привозили на сотни километров, в то время как гематит, вероятно, добывался местно.

Материалы и кости с красной окраской.

В большинстве случаев окрашенные кости принадлежали взрослой мужской популяции. Однако встречались и женщины, и дети; некоторые имели зажившие травмы, а у других форма черепа была измененной с рождения.

Исследователи установили способ нанесения красной краски. «Посмертные художники» применяли для этого ткань, листья и свои руки: толстые вертикальные или горизонтальные линии краски на черепах указывают на то, что рисование пальцами не считалось чем-то неприличным. Авторы считают, что именно это рисование имело решающее значение для формирования связей между живыми и мертвыми.

Авторы отмечают, что пока не установлено точное время нанесения краски на кости. Известно лишь, что это произошло после скелетирования тел. Сколько именно времени прошло между смертью человека и окрашиванием его черепа, еще предстоит определить.

Исследователи полагают, что некоторые окрашенные кости, особенно черепа, были извлечены из могил и помещены над другими для защиты мертвых. Объединяя теории, основанные на андских представлениях о смерти и космологии, с научным анализом раскрашенных скелетов, предполагается, что проступки против мертвых, такие как мародерство, должны были исправлять живые. «Предполагаем, что люди возвращались в потревоженные чульпы, чтобы раскрасить человеческие останки, которые стали оскверненными после европейского вторжения», — сказано в работе.