Перуанские археологи обнаружили могилу человека, который использовал в своих ритуалах музыкальные инструменты.
Исследователи из совместной перуанско-японской археологической экспедиции нашли в археологическом комплексе Пакопампа необычное захоронение, сообщило Министерство культуры Перу. Эта экспедиция проводит раскопки в республике уже семнадцатый сезон.
Погребальная камера представляет собой коническое отверстие диаметром один метр, запечатанное большим куском природной скалы весом более половины тонны. Предварительная датировка — примерно 1000 год до нашей эры. В могиле похоронен мужчина, умерший в возрасте от 25 до 35 лет.
Само устройство погребения (особенно сложный способ его запечатывания) говорит о том, что похороненный был человеком непростым. Это подтверждает и богатый погребальный инвентарь: множество различных украшений, выполненных как из дешевого материала (ракушек), так и из полудрагоценных камней — например, малахита.
Среди предметов, принадлежавших этому мужчине, археологи нашли несколько путуто (pututo) — духовых музыкальных инструментов, сделанных из крупных морских раковин (Strombus sp.) с побережья залива Гуаякиль.
Впервые путуто нашли в Чавин-де-Уантар. Это комплекс памятников, оставшихся от так называемой чавинской археологической культуры. Культуру Чавин датируют примерно 900-200 годами до нашей эры, ее представители жили на севере современного Перу, в горах — выше трех километров от уровня моря.
Ранее ученые отмечали следы влияния чавинской культуры в Пакопампе, хотя, согласно датировке, последняя появилась раньше, примерно в 1200-х годах до нашей эры, и просуществовала до 500 года до нашей эры. То есть путуто, найденные в гробнице Пакопампы, старше чавинской культуры.
Исследователи полагают, что мужчина, похороненный столь необычным образом, был не просто знатным человеком (о чем свидетельствуют погребальные дары). Они считают, что он был жрецом, который в своих ритуалах использовал путуто.
Нашему современнику может показаться, что морские раковины — не слишком ценные предметы. Но для жителя андского высокогорья все было иначе. До Гуаякиля, у морского побережья, надо дойти — то есть спуститься с гор, перенести акклиматизацию, отказаться от привычной пищи (мы ранее писали, что диета людей, живших в Андах на разной высоте, сильно различалась и влияла на их повседневную жизнь).
Раковины ценили настолько, что гораздо позже появляется их дешевый аналог — похожие музыкальные инструменты начинают делать из рогов скота. Путуто оставались ритуальным музыкальным инструментом во времена империи инков — и даже после прибытия в Новый Свет европейцев.
Предположение о том, что покойный был жрецом, основано на самом месте, где его похоронили. Дело в том, что Пакопампа — не обычное поселение, а церемониальный комплекс, который использовали, судя по всему, представители разных культур.
Историю комплекса разделяют на три части. Первый из них (Пакопампа I, 1200-900 годы до нашей эры) — самый загадочный. Тогда появились первые здания, в которых первые жрецы совершали свои ритуалы. Но кем были эти люди, пока не ясно. Потом выделяют так называемый период Пакопампа II (900-500 годы до нашей эры), когда возникают и распространяются признаки чавинской культуры, носителями которой были главным образом предшественники кечуа (основная часть населения будущей империи инков). Последний период — Пакопампа III (500-100 годы до нашей эры), время появления народа, носителя культуры Кахамарка.
Пакопампа состоит из террас, самая верхняя из которых, по мнению ученых, считалась наиболее престижным местом и для совершения обрядов, и для захоронения. Хотя охотники за сокровищами веками грабили памятник, археологи находят значительное количество артефактов и захоронений.
Об одном из них, погребении жреца Змея-Ягуара, мы рассказывали здесь. Но новая находка старше и этой могилы, и усыпальницы так называемой Дамы Пакопампы — женщины с необычно удлиненным черепом, которую исследователи посчитали правительницей тех мест. Она умерла примерно в 900 году до нашей эры.