Универсальную музыкальную гармонию в теории Пифагора подвергли сомнению.

Музыкальную гармонию принято считать результатом соответствия определенным интервалам в аккордах. Исследования показали, что это утверждение верно не для всех инструментов, а для человеческого уха часто более приятны неидеальные комбинации звуков.

Кадр из фильма «Амадей» / © kinopoisk.ru

Согласно теории древнегреческого философа ПифагораКонсонанс, то есть чистое, совершенное звучание, во многом определяется соотношениями целых чисел 3 и 4.
Эти соотношения определяют размер интервала между звуками в консонансных аккордах, а также ряд правил, по которым создаётся музыка. В этой концепции даже небольшие нарушения соотношений приводят к диссонансу — неблагозвучию.

Учёные из Кембриджского университета, Принстонского университета и Института эмпирической эстетики Общества Макса Планка обнаружили две причины, по которым теорию Пифагора можно считать неверной. В экспериментах, которые позволили выявить эти причины, участвовали 4272 человека из США и Южной Кореи. Результаты исследования… опубликовал журнал Nature Communications.

Исследователи доказали, что во время прослушивания музыки люди чаще предпочитают неидеальный звук. В 23 онлайн-экспериментах участники по семибалльной шкале оценивали аккорды из двух звуков, исполненные на фортепиано, флейте и гитаре, а также корректировали их, чтобы сделать более приятными для себя. Аккорды строились по-разному: одни — в соответствии с законами гармонии, другие — с небольшими «шероховатостями», третьи — с заметными отклонениями от консонанса. В результате 235 440 оценок показали, что более благозвучными считаются аккорды второго типа — близкие к идеалу, но всё же «негармоничные».

Второе наблюдение авторов статьи заключается в том, что некоторые ударные инструменты, такие как металлофоны в индонезийских игреланах, национальных оркестрах. — Прим. ред.В отличие от гитары, фортепиано и флейты, бонган — яванский инструмент из бронзовых гонгов, имеет другую конструкцию. Ученые провели эксперимент с бонангом, выяснив, что созвучия, воспринимаемые как консонансные при игре на привычных инструментах, оказывают обратный эффект при исполнении на бонанге.

Устройство некоторых музыкальных инструментов таково, что при ударе и наступлении резонанса характеристики звучания не соответствуют классическим математическим законам. Именно в такой ситуации начинаются интересные явления.

Исследование показало, что инструменты с необычной конструкцией, характерной для отдельных культур, часто изначально «негармоничны». По этой причине музыка для них также не соответствует классическим законам гармонии и существуют иные гармонические системы. Например, звучащие аккорды на бонанге соответствуют конкретной гамме индонезийской культуры (оттуда родом этот инструмент), но на фортепиано те же созвучия будут восприниматься как диссонанс, а не консонанс.

По мнению исследователей, работа открывает множество возможностей для экспериментов в создании музыки. Можно находить новые звучания, предсказывать реакцию аудитории на них и грамотно сочетать традиционные и необычные инструменты различных культур.

Авторы статьи продолжают исследовать гармонию, в новых работах планируя охватить больше культур и проанализировать опыт музыкантов, использующих «негармоничные» инструменты.