Ученые из Японии возродили древнее каноэ и пересекли мощное течение Куросио.

Археологи соорудили копию каноэ каменного века и успешно пересекли на нём водное пространство от Тайваня до Японии. Эксперимент, основанный на компьютерном моделировании, показал, что древние люди могли совершать сложные морские путешествия, преодолевая одно из самых мощных океанских течений в мире.

В походах гребцы используют собственноручно изготовленные каноэ.

Предки современных людей добрались до островов Рюкю, в том числе Окинавы, примерно 35 тысяч лет назад. Способ этого путешествия долгое время оставался загадкой. Древним мореплавателям приходилось пересекать открытое море на расстояние более 100 километров без карт и компасов. Большая часть пути проходила вдали от суши. Главным препятствием было… Куросио — сильное морское течение, способное отклонить от пути или увлечь в открытое море.

Из-за того, что лодки и плоты из дерева не сохраняются десятки тысяч лет, нет прямых сведений о видах судов, которыми пользовались древние люди.

Такой подход стал основой проекта по воссозданию доисторических плаваний. Ранее попытки переправиться через пролив на плотах из тростника и бамбука оказались неудачными: суда были слишком медленны и маломаневренны, чтобы противостоять течению Куросио. Оно непременно сносило их в океан, не давая добраться до островов. Ещё оставалась одна гипотеза — каноэ-долбленка.

Работу выполнили совместно японские и тайваньские учёные. Цель — проверка гипотезы в условиях эксперимента. постройки и реального плавания на реплике древней лодки, а также компьютерного моделирования Различные варианты путешествий представлены в двух статьях журнала. Science Advances.

Вначале группа изготовила каноэ. Лодку, которую назвали «Сугимэ», выдолбили из целого ствола японского кедра. В работе использовали каменные топоры с отшлифованной частью, подобные тем, что находили на стоянках палеолита в Японии возрастом около 38 тысяч лет.

Строительство было тяжким, но доказало возможность создания подобной лодки с применением технологий каменного века. Готовое каноэ достигало длины 7,5 метров, ширины 70 сантиметров и весило около 241 килограмма.

(A) Кедровое дерево до вырубки. (B и C) Каменный топор с деревянной рукояткой, применяемый для рубки. (D и E) Рубка и придание формы. (F и G) Каноэ до и во время обжига. (H) Деревянные сиденья внутри и тонкий бамбук, закрепленный на боковой стороне в качестве волнореза. (I) Готовое каноэ перед спуском на воду. (J) Изготовление однолопастного весла с помощью заточенного каменного тесла. / © 2025 Kaifu et al./Science Advances

Летом 2019 года команда из пяти опытных гребцов — четырёх мужчин и одной женщины — начала плавание. Старт был дан с восточного побережья Тайваня, курс направлен на японский остров Йонагуни в 225 километрах от точки старта. Мореплаватели не имели современных навигационных приборов — только солнце, звезды, направление волн и внутреннее чувство.

Времени в пути понадобилось 45 часов и 10 минут, и это было настоящим испытанием для путешественников. Гребцы столкнулись с суровыми условиями открытого моря. Самым главным препятствием стало течение Куросио со скоростью двух метров в секунду. В его основном потоке лодка иногда двигалась вдвое быстрее, при этом сильно качалась, из-за чего гребцам постоянно приходилось вычерпывать воду, чтобы не утонуть.

Большую часть пути преодолевали вне видимости суши, что по словам участников вызывало огромное психологическое давление. Ночью, без привычных ориентиров, команда неоднократно сбивалась с курса. Длительное физическое напряжение, жара и недостаток сна привели к мышечным болям, галлюцинациям и приступам внезапной сонливости у гребцов.

Несмотря на сложности, команда выполнила задачу, показав, что каноэ-долбленка может быть быстрым и надёжным судном для перехода. Успех плавания зависел не только от лодки, но и от навыков гребцов.

слева — GPS-отслеживание и моделирование морских течений по завершении экспериментальной экспедиции, справа — команда во время того же времени, как на левом снимке. © 2025 Кайфу и др./SCIENCE ADVANCES

Одно успешное плавание не позволяет судить о всей эпохе. Океанские условия постоянно меняются, и 30 тысяч лет назад они были другими. Чтобы оценить шансы на успех в разных ситуациях, исследователи провели вторую часть работы — компьютерное моделирование.

Исследователи провели сотни виртуальных плаваний, применяя три модели: две отражали современные условия, третья — океан позднего плейстоцена. Археологи сначала смоделировали реальное плавание «Сугимэ», полученные результаты показали высокую точность моделей.

Батиметрия исследуемого региона и начала наблюдений (красные точки), используемая в моделировании. Серая штриховка схематически изображает Куросио. Белый круг — зона видимости горы Урабу на острове Йонагуни. Черная пунктирная линия — точная траектория путешествия 2019 года, а желтые точки и цифры рядом с ними — места и часы после отправления.

Изучение виртуальных путешествий выявило несколько важных моментов. Начальная точка маршрута оказалась решающей. Экспериментальщики стартовали с мыса Усиби, но симуляции показали, что более удачной была бы отправная точка Тароко, расположенная севернее. Оттуда до Енагуни можно было добраться за 30–40 часов, а вероятность успеха при верной стратегии составляла 100%.

Вторая тактика, прямое движение к цели, оказалась неэффективной из-за сильного течения Куросио, которое заставляет воду двигаться на северо-восток. Успех принес контринтуитивная стратегия: грести немного юго-восточнее от цели, чтобы компенсировать снос течением. Палеоокенническая модель показала, что 30 тысяч лет назад Куросио было еще сильнее и проходило восточнее, делая эту стратегию еще более важной.

Авторы предположили, что палеолитические мореплаватели использовали только вёсла и не знали паруса. Однако ранние реконструкции показали, что предки человека флоресского должны были использовать парус, чтобы попасть на остров Флорес, а люди в палеолите, заселившие Крит — тоже. Паруса могли быть доступны людям, достигшим Окинавы с Тайваня. Тогда, особенно при использовании погружаемых деревянных рулей, достичь острова можно было и на плоту.

Эксперименты показали, что переселение на острова Рюкю не было случайным событием. Ученые смогли убедиться в умениях и стратегическом мышлении палеолитических предков, проведя подобные путешествия. Переходы через опасные воды были спланированными и рискованными экспедициями, а не актом отчаяния.

Игорь Гришков
64 статей
Автор познавательных текстов о различных научных дисциплинах, от археологии и палеонтологии до физики и технологий.