Существует распространенное мнение, что музыкальная гармония определяется исключительно соблюдением заданных интервалов в аккордах. Однако исследования показали, что это правило не универсально и справедливо не для всех музыкальных инструментов, поскольку человеческому слуху часто более доставляют удовольствие нестандартные сочетания звуков.
Согласно теории древнегреческого философа Пифагора, консонанс, или чистое и совершенное звучание, во многом зависит от соотношений между целыми числами 3 и 4. Эти соотношения определяют интервалы между звуками в консонансных аккордах и лежат в основе правил создания музыки. Даже незначительные отклонения от этих соотношений приводят к диссонансу, то есть к неблагозвучию.
Исследователи из Кембриджского университета (Великобритания), Принстонского университета (США) и Института эмпирической эстетики Общества Макса Планка (Германия) выявили два фактора, ставящих под сомнение справедливость теории Пифагора. В ходе проведенных экспериментов приняли участие 4272 человека, проживающих в США и Южной Корее. Результаты исследования опубликовал журнал Nature Communications.
Сначала ученые выяснили, что при прослушивании музыки люди склонны предпочитать звучание, не соответствующее идеалу. В рамках 23 онлайн-экспериментов участники по семибалльной шкале оценивали аккорды из двух звуков, исполненные на фортепиано, флейте и гитаре, и корректировали их, стремясь сделать звучание более приятным. Аккорды создавались тремя способами: в соответствии с принципами гармонии, с незначительными «неровностями» и с заметными отклонениями от консонанса. В результате анализа 235 440 оценок было установлено, что участники чаще всего более предпочтительными называли аккорды второго типа — те, что близки к идеалу, но содержат небольшие «несоответствия».
Во-вторых, авторы исследования отметили, что некоторые ударные инструменты, такие как металлофоны, используемые в индонезийских гамеланах ( национальных оркестрах. — Прим. ред.), в отличие от общепринятой на Западе гитары, фортепиано и флейты, яванские музыкальные инструменты имеют иную конструкцию. Поэтому аналогичный эксперимент был проведен с бонангом – яванским инструментом, состоящим из небольших бронзовых гонгов. Результаты показали, что аккорды, воспринимаемые как гармоничные при использовании «привычных» инструментов, вызывают противоположный эффект при игре на бонанге.
«Характеристики звучания некоторых музыкальных инструментов, когда они резонируют после удара, не соответствуют классическим математическим законам. Именно в этот момент происходят любопытные явления», — объяснили исследователи.
Исследование показало, что инструменты, имеющие уникальную конструкцию, характерную, например, для определенных культур, изначально могут казаться «негармоничными». Соответственно, музыка для них не всегда соответствует общепринятым законам и строится на иных принципах гармонии. Так, приятные на слух аккорды на бонанге органично сочетаются с конкретной музыкальной гаммой, используемой в культуре Индонезии (инструмент происходит из Индонезии), однако при воспроизведении этих же аккордов на фортепиано они будут восприниматься как диссонанс, а не консонанс.
Исследование, по мнению авторов, предоставляет широкие перспективы для музыкальных экспериментов. Оно позволяет открывать новые звуковые решения, прогнозировать восприятие аудитории и эффективно сочетать привычные и экзотические инструменты, характерные для разных культур.
Авторы статьи не прекращают изучение гармонии. В дальнейших исследованиях они намерены расширить охват культур и проанализировать опыт музыкантов, использующих инструменты, создающие «негармоничные» звуки.