Следопытские навыки африканцев раскрыли тайну древних рисунков в пещерах

В пещерах на северо-западе Намибии сотни следов животных и людей позднего каменного века вырезаны в камне охотниками-собирателями. Чтобы выяснить, каким животным принадлежали отпечатки, немецкие исследователи обратились за помощью к следопытам коренных народов Калахари.

Отпечатки зверей и людей, высеченные в камне, обнаружены в Доро-Навас, Намибия.

В пещерах многих стран учёные находят изображения отпечатков лап животных, ног и рук людей, созданные тысячи лет назад. Например, в Патагонии (Аргентина), Галисии (Испания), некоторых регионах Саудовской Аравии, Австралии, США, а также в Южной Африке. Особенно богата пещерной живописью Намибия: там встречается множество наскальных изображений. позднем каменном векеНесмотря на многочисленность, эти изображения остаются малоизученными.

Поздний каменный век — это одна из доисторических эпох на территории данной части Африки. Его начало оценивается примерно в 50-39 тысяч лет назад, а конец пришёлся на первое тысячелетие до нашей эры.

Учёные из Эрлангенского университета изучили наскальную живопись в пещерах заповедника Доро-Навас в Намибии. Рисунки, сделанные охотниками-собирателями между 5000 и 1000 годами до нашей эры, изображают животных и людей. представили в журнале PLOS One.

В узком проходе одной из пещер в Доро-Навас видны наскальные рисунки следов животных и людей.

Немецкие исследователи пытались определить видом животных, оставивших эти отпечатки. Стандартные археологические методы не дали результатов, поэтому эксперты обратились к опытным следопытам из коренных народов пустыни Калахари, которые сотрудничают с охотниками длительное время.

Из 513 вырезанных в камне следов животных эксперты-следопыты расшифровали чуть более 400, назвав вид, пол и возраст животного. Это позволило узнать, что художники позднего каменного века изображали следы 40 видов существ: жирафа, белого и чёрного носорога, куду, страуса, леопарда, бородавочника, зебры, африканской дикой кошки, каракала, гепарда, льва, трубкозуба, шакала. Примерно 60 следов принадлежали птицам: например, птице-секретарю, аисту марабу, цесарке.

В пещерной живописи охотников-собирателей Доро-Навас преобладают вырезанные отпечатки зверей, а не рисунки самих животных. Художники предпочитали изображать следы взрослых особей, преимущественно самцов, больше, чем самок.

Изображения зверей и людей на скалах в Доро-Навасе / © T. Lenssen-Erz

Большинство животных, чьи следы изображали мастера прошлого, живут неподалеку от Доро-Навас, но другие виды, такие как голубой гну, буйвол, бушбок и верветка, встречаются только там, где много воды, в сотнях километров от заповедника. По мнению немецких учёных, это значит, что древние художники, прежде чем нарисовать следы этих животных, должны были увидеть их далеко от дома.

К сожалению, не представляется возможным с уверенностью заявить, что африканские охотники за трофеями верны в своих утверждениях, так как проверить их выводы на данный момент невозможно. Впрочем, один из авторов исследования Андреас Пастурс… приводит научно-популярный журнал New ScientistОн подчеркнул, что оснований для сомнений в работе помощников нет, ведь «для умелых специалистов отпечатки когтей диких зверей узнаваемы настолько же хорошо, как и сами животные».

«Африканские следaводы всегда действуют сообща, принимая решения коллективно, опираясь на богатый опыт», — подчёркивал он.

Немецкие учёные до сих пор не знают, для чего древние люди наносили изображения животных на камне, возможно, для обучения. Отпечатки зверей на земле были важным источником информации для охотников-собирателей, так как от этого зависело их выживание. Если человек умел «читать» следы, то мог определить по ним зверя, его массу, состояние и направление движения, а значит, выследить и убить.

Авторы исследования полагают, что способ расшифровки рисунков позднего каменного века поможет узнать не только о культуре и традициях древних африканских племен, но и об их окружении.