Учёные обнаружили самое раннее доказательство каннибализма у гомининов. Вероятно, это не было связано с обрядами.

В журнале Scientific Reports вышла работаАмериканские ученые представили результаты повторного анализа древней окаменелости, найденной в Кении в прошлом веке. Берцовая кость неизвестного гоминина первоначально была идентифицирована как … Australopithecus boisei, а затем, в 1990 году, как Homo erectus.
Раскрытие данного набора костей спровоцировало научные дебаты, в ходе которых большинство антропологов пришли к выводу, что пока невозможно причислить хозяина останков к определенному виду гомининов — данных недостаточно. Живет он в период от 1,8 до 1,5 миллионов лет назад.

Палеоантрополог из Национального музея естественной истории Смитсоновского института Бриана Побинер исследует, насколько подвергались атакам самых древних предков человека хищниками и могли ли те защищаться.
Ученые полагают, что плиоценовые и раннеплейстоценовые гоминины могли становиться добычей крупных хищников, но таковые свидетельства, например, следы укусов или повреждения от жевания, встречаются на окаменелостях редко. Побинер изучила берцовую кость гоминина, обнаруженную в северной Кении. Ученый пришла к выводу, что следы на ней, которые ранее считались признаками укусов хищника, не похожи на настоящие укусы. В то же время они напоминают повреждения, оставшиеся на кости после снятия с нее мяса.
Побинер вместе с коллегами разработала 3D-модель окаменелости. Учёные изучили каждое из одиннадцати повреждений кости и сравнили их с контрольными образцами: следами зубов хищников, обитавших в то время в Африке, а также с царапинами, оставляемыми каменными орудиями.
Девять повреждений принадлежат каменному орудию, два других – вероятно, укусам крупной кошачьей породы. Авторы исследования сообщили, что палеонтологам известны три вида саблезубых кошек, живших в этой стране во времена обитания владельца этой берцовой кости.

Исследователи считают, что неизвестный гоминин был убит и съеден сородичами. Его разделали каменными орудиями, а кости бросили диким зверям.
Возникает вопрос: было ли это случайным каннибализмом или особой культурной традицией?
Каннибализм — это акт употребления тканей особей одного вида. Его наблюдают более чем у 1300 видов животных, живущих в дикой природе, включая некоторых приматов. В случае Homo различают антропофагию (употребление человеческого мяса в пищу с целью насыщения) и культурный каннибализм.
Этнографы выделяли и описывали многочисленные мотивы и контексты человеческого каннибализма: потребность в выживании, гастрономические интересы, психотический или преступный мотив, военная практика, погребальный обряд, ритуалы с духовной или магической целью, медицинские цели и даже любовь.
Подобные формы каннибализма делятся на социальные категории: агрессивный (пожирание врагов), невраждебный (употребление в пищу друзей или родственников), эндоканнибализм (употребление в пищу людей из своей группы, обычно связанное с религиозными верованиями и потенциальным духовным возрождением усопшего) и экзоканнибализм (пожирание чужаков, обычно сопровождающееся враждебностью и насилием).
Авторы исследования отмечают отсутствие свидетельств первичного или вторичного захоронения, а также других ритуальных действий в раннем плейстоцене. На основе этого сделан вывод о пищевом каннибализме как единственной цели действия — получении пищи. Ученые выделяют два типа такого каннибализма.
Авторы первого исследования называют случайный каннибализм способом выживания, возникающим во время недостатка еды или после катастроф из-за голода.
Второй тип исследователи назвали длительным каннибализмом, его ещё называют гастрономическим или диетическим. В таком случае люди (или их близкие родственники, например, как в данном примере) иногда становятся частью рациона других людей.