Российские города оценили по принципу «15-минутности».

В крупных современных российских городах часто переплетаются историческая застройка, наследие советской эпохи и здания, появившиеся в период рыночной экономики. Учёные из ВШЭ и Института географии РАН исследуют, насколько российские города соответствуют концепции «15-минутного города», предполагающей доступность инфраструктуры для жителей — возможность добраться пешком или на велосипеде до школ, больниц, театров и других объектов за четверть часа.

Вид на Набережные Челны / © wikipedia.org, Zahidulla

Современный город призван удовлетворять многим требованиям, чтобы стать удобным местом проживания для больших групп населения. В связи с этим учёные — географыЭкономисты, урбанисты совместно с местными властями стараются объективно оценивать качество городской инфраструктуры при помощи разнообразных показателей. Такие оценки помогают предложить новшества, способные повысить качество жизни жителей города.

Эти исследования особенно важны из-за риска возникновения новых пандемий, таких как та, что произошла недавно из-за коронавируса. SARS-CoV-2Руководители многих стран ввели строгие ограничения передвижения на личном и общественном транспорте, из-за чего жители могли оставаться в пределах своего микрорайона.

Более двадцати лет применяются количественные методы оценки городского пространства. В США создан Walk Score Index, помогающий найти подходящее место для проживания по показателю плотности инфраструктуры. В Италии представлен индекс NEXI, в России — индекс качества городской среды и др.

Ученых поддерживают теоретические модели, например, «город пятнадцатиминутного радиуса». В современной интерпретации, предложенной Карлосом Морено в 2016 году, город планируют таким образом, чтобы каждый житель мог добраться до объектов необходимой инфраструктуры пешком или на велосипеде за 15 минут. В этот срок можно попасть в поликлинику, торговый центр, школу, место проведения культурных мероприятий и так далее.

Авторы новой публикации в Regional Research of Russia Поставили вопрос о возможности отнести российские города к 15-минутным. Для примера рассмотрели три разных и удалённых друг от друга города: краевые центры Краснодар и Саратов, а также Набережные Челны (Республика Татарстан).

Набережные Челны возникли как промышленный город СССР и были построены по принципу микрорайонов. В основном челнинцы проживают в многоэтажных панельных домах, возведенных в конце советского периода. Краснодар — быстроразвивающийся южный город с большим частным сектором. Саратов представляет собой сочетание исторических кварталов, советской жилой застройки и современных построек.

Географы использовали данные из открытых Данные источников и сервиса 2GIS показывают расположение общественной, торговой и транспортной инфраструктуры. Среди трех рассмотренных городов к 15-минутному идеалу ближе всего Набережные Челны. В пределах заветного радиуса проживает от 86 до 92 процентов жителей этих городов.

Доступность от университетов и детских садов пешком или на велосипеде в Краснодаре, Саратове и Набережных Челнах.

В Саратове и Краснодаре наилучшим образом к 15-минутной модели подходят городские центры и исторические кварталы. Такое соответствие обусловлено концентрацией в них объектов инфраструктуры общего значения для города. Набережные Челны не обладают четко выраженным центром, поэтому оптимальная доступность там обеспечивается районами массовой застройки раннего советского периода.

В ходе исследования выяснилось, что российские города с богатым советским наследием, построенными по строгим регламентам, могут соответствовать концепции «15-минутного города». Эта рамка применима к историческим центрам и микрорайонам, застроенным в послевоенный период. Исторические районы обладают хорошей пешеходной доступностью благодаря присутствию всех типов базовой городской инфраструктуры: магазинов, аптек, университетов, больниц, торговых центров и так далее. Советские микрорайоны с типовыми домами «хрущевского» и «брежневского» типа также были построены с учетом полной инфраструктуры (дома быта, продовольственные магазины, школы, поликлиники).
Современные требования к инфраструктуре менее строгие, из-за чего новые микрорайоны часто возводятся без нее. Коммерция приходит не сразу. Результаты исследования по трем городам показывают низкую плотность базовой инфраструктуры в новых микрорайонах, возможно, она появится со временем. Полученные данные могут быть полезны девелоперам, местным властям и всем, кто интересуется развитием городов.
Naked Science Автор статьи — Петр Гонюхов из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».