По мнению авторов недавнего исследования, у кельтских правителей существовали уникальные традиции, регулирующие порядок передачи власти. В связи с этим, племянники пользовались у них большего уважения, чем собственные сыновья.
Первое упоминание названия «кельты» в письменных источниках относится к VI веку до нашей эры и встречается в работах древнегреческого историка и географа Гекатея Милетского. Позднее Геродот также кратко упомянул этот народ. В глазах этих античных авторов кельты представлялись типичными варварами, характерными для окраин цивилизованного мира.
Более детальная информация о кельтах встречается в исторических документах после 390 года до нашей эры, когда они совершили вторжение в Римскую республику и нанесли поражение ее армии в Битве при Аллии и разграбили Рим.
На сегодняшний день известно, что кельты представляли собой обширную группу племен, объединенных общим языком и схожими элементами материальной культуры, и проживали в железном веке значительную часть Западной и Центральной Европы. Две археологические культуры — гальштатскую (800-450 годы до нашей эры) и латенскую (450-50 годы до нашей эры) — связывают именно с кельтами.
Для этих культур были характерны курганные погребения. В некоторых из них находился богатый погребальный инвентарь: рядом с телом умершего помещали оружие, украшения, большие наборы посуды и даже ритуальные повозки. Многие из этих предметов были изготовлены за пределами региона — этрусками и греками.
Ученые идентифицируют самые богатые курганы как погребальные места кельтских правителей. Как правило, это были мужчины. При жизни они отличались от своих соплеменников: обычно они были выше ростом и, вероятно, обладали большей физической силой. Исходя из этого, предполагается, что кельтские правители не получали власть по наследству, а завоевывали ее благодаря личным качествам. Следовательно, правителем становился самый сильный воин.
Изначально выдвинутая гипотеза была отвергнута после обнаружения археологами нескольких детских захоронений, в которых также были найдены предметы погребального инвентаря, сопоставимые по значимости (за исключением оружия). Это позволило сделать вывод о наследственном характере передачи власти у кельтов.
Немецкие археологи и генетики провели исследование, чтобы определить, каким образом кельтские правители получали и передавали власть. В рамках работы были собраны образцы ДНК и проанализированы изотопные показатели, взятые из останков, захороненных в наиболее престижных курганах на юго-западе Германии. Работа с результатами их исследования опубликована в журнале Nature Human Behaviour.
Курганы, содержащие скелетные останки, относятся к периоду 616-200 годов до нашей эры, что соответствует галштатской и ранней латенской культурам. В ходе исследования было проанализировано 31 останок человека, обнаруженного в этих захоронениях. На основе геномных данных исследователи выделили несколько групп, состоящих из близких родственников. Это могло быть связано с тем, что правители физически превосходили своих подданных, поскольку они происходили из другого происхождения.
В двух наиболее богатых кельтских захоронениях, найденных на территории Европы, ученые выявили двух мужчин, между которыми существовала кровная связь «дядя — племянник (сын сестры)» или «дед — внук (сын дочери)». Это указывает на то, что наследование происходило по матрилинейной системе, согласно которой родство определяется по линии матери. Подобные генетические связи были обнаружены и в других проанализированных образцах.
Существует устоявшееся мнение, что матрилинейность, то есть определение родства по материнской линии, была свойственна древнейшим человеческим группам, после чего происходил переход к патрилинейности, при которой родство отслеживается по отцу. Однако, генетические исследования показывают, что в эпоху неолита и бронзового века матрилинейное устройство имели лишь 12-17% населения.
Согласно историческим источникам, родство по материнской линии было распространено среди этрусков и в раннем Риме. В настоящее время подобные социальные структуры встречаются реже, но не прекратили своего существования (и, вероятно, не прекратятся).
Антропологи считают, что матрилинейность развивается в обществах, где распространены внебрачные отношения и/или существует неуверенность в установлении отцовства. В таких условиях мужчина может быть уверен в родстве с ребенком своей сестры, в то время как отцовство ребенка его жены установить невозможно. Поэтому правитель обеспечивает передачу власти после его смерти наследнику, родство с которым не вызывает сомнений.
Исследователи отметили, что не распространяют полученные данные на все кельтские группы. Вероятно, матрилинейность была распространена лишь среди племен, населявших юго-запад Германии. Также, система наследования и родственные связи могли отличаться у представителей элиты и у населения в целом.