Кто украшал черепа асфальтом

Продолжаются исследования артефактов из пещер Иудейской пустыни.

Кто украшал черепа асфальтом

На задней части черепа хорошо виден узор из асфальта / ©Israel Antiquities Authority

В 1983 году археологи обнаружили в Палестине пещеру, в которой нашли человеческие кости, датируемые седьмым тысячелетием до нашей эры. Кости (особенно черепа) прекрасно сохранились благодаря засушливому климату Иудейской пустыни. На трех черепах из шести были странные узоры, но долгое время оставалось непонятным, чем их нанесли, — методы археологов тех лет были скромнее, чем у современных ученых. И вот теперь представители Управления древностей Израиля рассказали, что это за узоры на костях.

Это асфальт. Для нас такое сочетание может показаться необычным, если не вспоминать историю. О широком использовании природного асфальта известно из античных источников: его применяли при строительстве (в качестве гидроизоляции) в Египте и Ассирии, а также, судя по археологическим находкам, финикийцы. Крупнейшим источником природного асфальта служило Мертвое море, которое римляне называли Асфальтовым озером (Lacus Asphaltites). В отдельных источниках асфальт называют «иудейской смолой».

Вид сверху / ©Israel Antiquities Authority
Вид сверху / ©Israel Antiquities Authority

Именно «иудейской смолой» люди — согласно первичной датировке, девять тысяч лет назад — решили украсить черепа своих мертвых. Судя по всему, сначала тонкий слой асфальта нанесли на заднюю часть черепа. Затем из него готовили тонкие нити, раскатывая материал между ладонями, и клали их на первый слой, чтобы создать видимость сетки — или даже шапки, как видно на фотографии.

Кто этим занимался? Исследование аналогичных находок показало, что обработка и узоры на черепах умерших людей характерны для натуфийской археологической культуры. И тут начинаются странности. Дело в том, что натуфийская культура мезолита существовала примерно в период 12 500 — 9500 лет до нашей эры на территории Леванта, в основном в Палестине. А черепа, как мы помним, датированы седьмым тысячелетием до нашей эры. При чем тут натуфийская культура? Посмотрим на нее внимательнее.

Первые находки памятников натуфа сделаны сто лет назад. И долгое время эту культуру не могли связать с предшествующими. Однако дальнейшие раскопки показали ее родство с кебарской культурой (возникает за 18 тысяч лет до нашей эры). Как это обычно для мезолита, в кремниевой индустрии натуфийцев в изобилии представлены микролиты, служившие вкладышами в костяные или деревянные оправы. Были и попытки шлифовать камень, что развилось в особую технику уже в неолите. Из кости делали гарпуны и рыболовные крючки, а под емкости использовали скорлупу от страусиных яиц.

Жили натуфийцы охотой, рыболовством и сбором дикорастущих злаков. Что интересно, для сбора злаков у них были специальные жатвенные ножи (подобие серпов), а урожай собирали в общие зернохранилища. Отсюда один шаг до земледелия. И некоторые исследователи полагают, что представители натуфа этот шаг сделали, став первыми в мире земледельцами. Кроме того, нет никаких сомнений, что они одомашнили собаку: довольно много останков взрослых животных и щенков находят в людских поселениях этой культуры.

Больше всего археологов удивило устройство поселений натуфа: они жили в круглых каменных домах, иногда заглубленных на манер землянки, а между зданиями находились погребения. Очевидно, они первыми из людей стали селиться рядом с могилами своих предков. Причем похоронный обряд был довольно сложным.

Все найденные захоронения явно вторичные. Черепа погребенных зачастую украшали: в основном плетеными диадемами, но иногда рисунками (резьбой). То есть сначала тела, по всей видимости, выносили из поселения, помещали во временные могилы или оставляли на воздухе (обеспечивая защиту от хищников), а потом, когда мягкие ткани истлевали, хоронили предварительно украшенные кости рядом с домом. Это крайне необычный метод захоронения, не имеющий известных прямых аналогов в других археологических культурах.

Одно из погребений натуфийской культуры: украшение на череп надето после того, как истлели мягкие ткани / ©wikipedia.org
Одно из погребений натуфийской культуры: украшение на череп надето после того, как истлели мягкие ткани / ©wikipedia.org

Именно поэтому израильские археологи отнесли черепа с асфальтовыми узорами к натуфу. Временное несовпадение можно объяснить неверной датировкой, сейчас ее перепроверяют. Исследователи считают, что обычай разрисовывать черепа возник в связи с поклонением предкам — возможно, чтобы укрепить чувство принадлежности к расширенной семейной ячейке. В сельскохозяйственных обществах, где плотность населения постоянно увеличивалась, принадлежность к семье во многом определяла место и экономический статус каждого человека в социуме. Поэтому сохранение и маркировка черепов предков и предметов, принадлежащих «поколению основателей», представляли собой знак принадлежности и статуса.


Источник