Изучение находок из пещер Иудейской пустыни продолжается.

В 1983 году в Палестине археологи обнаружили пещеру с костями человека VII тысячелетия до нашей эры. Засушливый климат Иудейской пустыни помог сохранить кости, особенно черепа. На трёх из шести черепов имелись странные узоры, но долгое время неизвестно было, чем их нанесли. Методы археологов того времени были менее совершенны, чем у современных ученых. Представители Управления древностей Израиля… рассказали, что это за узоры на костях.
Это асфальт. Сочетание такое может показаться необычным без знания истории его использования. Обширное применение природного асфальта известно из античных источников: его применяли при строительстве (в качестве гидроизоляции) в Египте и Ассирии, а также, по археологическим находкам, финикийцы. Крупнейшим источником природного асфальта служило Мертвое море, которое римляне называли Асфальтовым озером (Lacus Asphaltites). В отдельных источниках асфальт называют «иудейской смолой».

Девять тысяч лет назад люди украшали черепа своих умерших «иудейской смолой». Сначала тонкий слой асфальта наносился на заднюю часть черепа. Затем из него лепили тонкие нити, раскатывая материал между ладонями, и укладывали их поверх первого слоя, создавая вид сетки — или даже шапки, как можно увидеть на фотографии.
Кем производилась подобная работа? Исследование схожих находок свидетельствует о том, что обработка и узоры на панцирях умерших людей являются… натуфийской археологической культурыСтранности начинаются с того, что культура натуфийцев мезолита существовала примерно с 12 500 по 9500 год до нашей эры в Леванте, преимущественно в Палестине. А черепа, как мы помним, датируются седьмым тысячелетием до нашей эры. Какое отношение к этому имеет культура натуфийцев? Посмотрим на нее внимательнее.
Первые открытия памятников Натуфы относятся к столетней давности. В течение длительного времени эта культура оставалась не связанной с предшествующими. Однако последующие исследования выявили её связь с кебарской культуройВозникнув за 18 тысяч лет до нашей эры, этот период характеризуется мезолитической кремниевой индустрией натуфийцев с преобладанием микролитов, служивших вкладышами для костяных или деревянных оправок. Попытки шлифовки камня появились в это время, развившись в особую технику уже в неолите. Из кости изготавливали гарпуны и рыболовные крючки, а под емкости использовали скорлупу от страусиных яиц.
Натуфийцы жили, занимаясь охотой, рыболовством и сбором дикорастущих злаков. Для сбора урожая у них были специальные жатвенные ножи, похожие на серпы. Собранный урожай складировался в общие зернохранилища. Этот шаг был близок к земледелию. Некоторые исследователи полагают, что представители культуры натуфа сделали этот шаг, став первыми земледельцами в мире. Также нет сомнений, что они одомашнили собаку: много останков взрослых животных и щенков находят в людских поселениях этой культуры.
Археологов поразило устройство поселений натуфа: круглые каменные дома, иногда заглубленные наподобие землянок, и погребения между зданиями. Возможно, впервые в истории люди стали селиться рядом с могилами предков. Похороны совершались по довольно сложному обряду.
Все обнаруженные могилы явно вторичные. Черепа погребённых часто украшали: главным образом плетеными диадемами, но иногда рисунками (резьбой). Следовательно, тела сначала выносили из поселения, помещали во временные могилы или оставляли на воздухе (обеспечивая защиту от хищников), а затем, когда мягкие ткани разлагались, хоронили предварительно украшенные кости рядом с домом.

Израильские археологи отнесли черепа с асфальтовыми узорами к натуфу. Несоответствие временных периодов объяснимо неточностью датировки, которую сейчас пересматривают. Исследователи полагают, что обычай разрисовывать черепа возник из-за почитания предков — возможно, для укрепления чувства принадлежности к расширенной семье. В сельскохозяйственных обществах с растущей плотностью населения принадлежность к семье определяла место и экономический статус каждого человека в обществе. Сохранение и маркировка черепов предков и предметов «поколения основателей» являлись знаком принадлежности и статуса.