Археологи обнаружили возле Стоунхенджа инструменты ювелира.

По мнению археологов, таинственные предметы, найденные в кургане бронзового века, применялись для обработки золота около четырех тысяч лет назад.

В журнале Antiquity опубликована работа археологов из Саутгемптонского и Лестерского университетов (Великобритания), в которой представлены результаты исследования бронзовых топоров и фигурных булыжников из кургана, раскопанного в начале XIX века.

Курган – это значительный могильник, которому около 3800 лет. Он расположен на юге Англии, недалеко от деревни Аптон-Ловелл и вблизи Стоунхенджа. Археологов сразу заинтересовала находка большого количества костей животных с отверстиями, которые были интерпретированы как часть костюма шамана.

Иные предметы, такие как кремневые чашки, два поломанных боевых топора и шило из меди, на протяжении длительного времени не привлекали внимания исследователей. В настоящее время этот лаг восполняется благодаря применению современных технологий, которые были недоступны даже несколько десятилетий назад, не говоря уже о прошлом веке.

Применяя указанные методы, ученые обнаружили незначительные остатки золота на поверхностях и краях пяти орудий из набора, возраст которого составляет почти четыре тысячи лет. Это подтверждает, что каменные и медные предметы применялись для обработки золота и его формовки в жидком или металлическом состоянии — технологический процесс, требующий профессиональных навыков ювелиров, знакомых с работой этого материала.

Археологи полагают, что мастер создавал украшения из янтаря, гагата и дерева, используя для их отделки тонкие золотые листы — подобные находки уже зафиксированы в артефактах того же периода. Смешивание смол и клея, вероятно, осуществлялось в чашах из кремня, а шилом выполняли перфорацию и наносили узоры.

Ученым также удалось определить, что золотые предметы обладают уникальной элементной характеристикой, позволяющей установить их связь с другими золотыми находками бронзового века, обнаруженными на различных археологических участках Великобритании.

Курган является частью уэссекской культуры, получившей развитие после возведения Стоунхенджа. В захоронении были обнаружены четыре неолитических топора, возраст которых насчитывал несколько тысяч лет на момент захоронения вместе с ювелиром. Исследования выявили, что один из топоров применялся для обработки золота в эпоху бронзового века.

Ответить на вопрос о том, почему ювелир эпохи бронзы использовал столь архаичный инструмент, сегодня затруднительно. Исследователи полагают, что топоры могли являться фамильными ценностями, передававшимися из поколения в поколение. Однако это порождает вопрос: зачем их захоронили вместе с мастером, не передав наследникам? Другая гипотеза предполагает, что их могли обнаружить в реке и решили использовать в работе.

Курган был впервые исследован в 1801 году. В захоронении были обнаружены останки двух человек. Один из них был помещен в могилу в положении на спине, а второй – в сидячем положении.

Первое обнаруженное тело при погребении было одето в одежду, вероятно, имевшую церемониальное значение. На ней были вышиты кости различных животных и кабаньи клыки. По всей видимости, эти элементы когда-то были прикреплены к одежде, но отделились от нее в процессе разложения.

Как правило, полагают, что два тела не были захоронены в кургане в один и тот же период времени. Археологи считают, что первый скелет принадлежит человеку, обладающему высоким статусом, возможно, шаману или специалисту по металлообработке. О втором погребенном известно меньше, поскольку не так много артефактов, которые можно было бы напрямую связать с ним.

Уэссекская культура совпадает с окончанием строительства Стоунхенджа, возведение которого растянулось на 1500 лет и включало несколько этапов. Археологические исследования показывают, что представители этой культуры сопровождали захоронения вождей и других значимых фигур в курганах богатыми погребальными комплексами.

В таких комплектах обычно присутствовали золотые предметы, однако в данном захоронении их не обнаружено. Вместо этого найдены орудия, использовавшиеся для изготовления золотых изделий. Ситуация, словно сапожник без сапог.